60 процентов россиян заметили рост цен на бензин в последние два месяца. Таковы опросы ВЦИОМ, проведенные в 42 субъектах РФ в середине сентября. Топливная инфляция оказалась для россиян не менее чувствительной, чем «раскрученная» в СМИ тема продовольствия. Экономисты опасаются, что повышение транспортных расходов, которые неизбежно будут при росте цена на топливо, спровоцирует очередной виток инфляции в стране, снизив и без того невысокие темпы экономического роста. С другой стороны, «топливный прессинг» заставит бизнес вкладывать деньги в модернизацию средств производства.
У страха цена велика
В августе-сентябре повышаются цены на топливо, о чем знает, пожалуй, знает каждый автолюбитель или владелец бизнеса. Но в 2014 году на этот сезонный фактор наложилось несколько новых – неэкономических, говорят эксперты.
- Мы столкнулись с необычной ситуацией – за последние месяцы курс доллара вырос, при этом цена на нефть на мировом рынке упала. Казалось бы, сегодня российским производителям невыгодно продавать бензин на экспорт, и рост предложения внутри страны должен был бы оказать сдерживающий эффект на цены. Так учит макроэкономическая теория, но на практике этого не произошло, - говорит советник президента Торгово-промышленной палаты Ростовской области – эксперт по ценообразованию Юрий Корнюш. – Почему? Во-первых, и самое главное - замедлились темпы экономического роста. Российский бизнес, привыкший за последние несколько лет к высоким темпам роста, оказался в ситуации серьезного сокращения предполагаемых доходов. Компании, опасаясь ухудшения ситуации в мире и вокруг Украины, пытаются максимально уберечь активы, сохраниться. И так или иначе перекладывают возросшие риски в отпускные цены, при малейшем колебании цены на топливо или ухудшении еще каких-либо экономических данных.
Сыграл свою роль в эти месяцы и спекулятивный фактор. «Под шумок санкций» продавцы топлива на розничном рынке начали искусственно накручивать цены. Конечно, далеко не все компании, но антимонопольщики все чаще находят нарушения в этой сфере. Например, во второй декаде сентября ростовское УФАС России зафиксировало необоснованное повышение цен на АИ-92 в Боковском районе Ростовской области сразу на 7 процентов по сравнению со средними ценами в регионе. За литр бензина местному бизнесу и жителям приходилось платить на 2,18 рубля больше, чем остальным жителям региона - экономических причин для повышения цен на бензин у продавцов не было. Такие случаи фиксируются во многих субъектах РФ, и отследить всех сразу иногда не удается, разводят руками в ведомстве.
По данным Росстата, всего с начала 2014 года бензин Аи-92 в России подорожал на 8,2 процента, тогда как в целом по экономике инфляция за это время выросла на 7,9 процента.
Уже подорожало
Впрочем, многие эксперты склонны не драматизировать ситуацию: по их мнению, ключевые отрасли южно-российской экономики уже отыграли летний рост цен на топливо.
Производители продуктов питания рассматривают эмбарго как возможность для увеличения производства, хотя и признают, что для необходимой сегодня модернизации производств они были вынуждены в середине года поднимать отпускные цены на свою продукцию. Однако сейчас регионы запустили целые программы мониторинга и контроля, чтобы не допустить дальнейшего и необоснованного роста цен. За этим следят антимонопольщики, департаменты потребительских рынков в субъектах РФ, и целый ряд других служб и ведомств.
Хотя полностью агропромышленный комплекс Юга ощутит на себе повышение цен на топливо только через месяц, когда в регионе начнется сев озимых культур.
- До 2013 года сельхозпроизводители получали субсидии на приобретение топлива, брали ГСМ по льготным ценам. Таким образом, средняя цена за литр солярки была в для нас в районе 20 рублей за литр, - поясняет глава Егорлыкской ассоциации фермеров Сергей Скорик. – Сейчас она заменена на так называемую погектарную субсидию. То есть теперь нам выделяются небольшие деньги в зависимости от площади обрабатываемой пашни, и мы покупаем ГСМ на свободном рынке. Конечно, это привело к существенному удорожанию топлива для нас. Расходы растут, усложняется ситуация с получением кредитов для аграриев. Мы, конечно, будем сеять, но по рентабельности агробизнеса это ударит очень сильно.
Впрочем, как признают опрошенные «РГ» сельхозпроизводители, в новом сельхозгоду на Юге складывается хорошая ситуация с ценами на зерно – пшеница третьего класса стоит в СКФО в среднем 7530 рублей за тонну, а в ЮФО – 8776 рублей. Это беспрецедентно высокие цены для этого времени года, говорят трейдеры. Иными словами, растущие расходы на топливо в аграрной сфере пока нивелируются высокими закупочными ценами на сырье.
В сфере строительства расходы на топливо также играют большую роль, но и здесь рыночная конъюнктура пока оказывает поддержку потребителю. Основные объемы ввода жилья обеспечивают крупные жилые комплексы, рассказал заместитель губернатора Ростовской области Сергей Трифонов. Инвестиционные программы по ним рассчитаны на много лет вперед, и некоторые колебания на рынке вряд ли окажут существенное влияние на цену конечного продукта – квадратного метра жилья.
Рост предложения усиливают конкуренцию на рынке, и застройщики будут вынуждены сокращать издержки и «держать цены» на приемлемом уровне покупательской способности, уверена директор ростовского агентства недвижимости Елена Василенко.
Самый сильный удар придется на компании, чей бизнес строится на предоставлении непосредственно транспортных услуг. Причем если рентабельность пассажирских перевозок фактически регулируется тарифами, то на рынке грузовых перевозок ситуация стремительно ухудшается, говорят представители отрасли.
- Грузовые перевозки – высококонкурентная сфера, а снижение деловой активно в стране и повышение цен на топливо в 2014-2015 годах может снизить рентабельность по отдельным направлениям вообще до нуля, - говорит представитель автотранспортной компании, пожелавший остаться неназванным. – Не исключено сокращение персонала, отказ от популярных, но нерентабельных маршрутов и так далее. А ведь сегодня от перевозок зависит практически вся торговля. Это основа развития экономики.
Выживает умнейший
В среднесрочной перспективе проблема роста цен на топливо никуда не денется – вероятно, что будут расти налог на добычу полезных ископаемых и акцизы на бензин. В России вводится стандарт Евро-4, а с 2016 года – обязательный переход на Евро-5. Не исключено, что может возникнуть некий дефицит этого топлива – сейчас на рынке до сих пор остаются бензин и дизельное топливо класса Евро-3. Производители бензина уверяют, что модернизируют предприятия и укладываются в сроки с вводом новых экологических производств, но участники рынка относятся к этому скептически. В 2015 году, вероятно, регионы смогут вводить у себя налог с продаж на отдельные товары – в том числе, на бензин и нефтепродукты. Этот налог может спровоцировать единовременное удорожание топлива еще на 3-5 процентов в первой половине 2015 года, отмечают многие эксперты. В таких условиях бизнесу придется изыскивать внутренние резервы для поддержания конкурентоспособности, констатирует Юрий Корнюш.
- Большое преимущество получат те компании, которые сегодня занимаются снижением издержек в производстве, приобретают современное, менее энергоемкое оборудование и технологии, - говорит Юрий Корнюш. – Свои подходы к бизнесу должны пересмотреть все участники экономической деятельности. Оптимизация логистики, транспортных расходов, переход на газомоторное топливо, модернизация оборудования и кооперация – вот те простейшие инструменты, которые есть в руках бизнеса, и которые необходимы для дальнейшего развития. Конечно, государство не отказывается от поддержки бизнеса и далее. Но нужно понимать. что в условиях глобальной экономики, так или иначе, будут выживать сильнейшие. Вы знаете, насколько отстает энергоэффективность в России от западных стран, - и вполне естественно, что рано или поздно это придется менять.