В Москве прошёл брифинг на тему «Китайские миллиарды в Российском сельском хозяйстве». Поводом для него стало подписание трёхстороннего соглашения между Российским фондом прямых инвестиций, Российско-китайским инвестфондом и Народным правительством китайской провинции Хэйлунцзян о создании специализированного инвестиционного фонда объемом 2 миллиарда долларов. Об этом сегодня, 19 мая, сообщает Южное аграрное агентство со ссылкой на НСН.
УЧАСТНИКИ
В брифинге приняли участие член комитета госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Олег Лебедев, член Комитета Совета Федерации по экономической политике Евгений Тарло, первый зампред комитета госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Иван Абрамов, зампред комитета ТПП по развитию АПК и директор ЗАО «Совхоз имени Ленина» Павел Грудинин и заместитель исполнительного директора АККОР Ольга Башмачникова.
НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ САНКЦИЙ?
Работа фонда предусматривает финансирование проектов в России и Китае в сфере АПК. Участники встречи неоднозначно восприняли эту новость. Член Комитета Совета Федерации по экономической политике Евгений Тарло высказался положительно. По его мнению, на сегодня у России пропадает потребность во вхождении в ВТО и инвестировании из Запада. Кроме того, эксперт отметил, что российский рынок оживает на фоне санкций, а китайские партнёры предлагают научное сопровождение. В качестве пример представитель Совфеда назвал опыт Китая по выращиванию устриц, трюфелей, мидий и другой продукции, который, например, мог бы быть полезен для Крыма.
При этом сенатор отметил, что новая инициатива требует новых законодательных и экономических перемен. Например, если озвучить вкратце, то он предложил снова запустить в работу паи, на которые была разбита земля с ельцинских времён, а также пустить их для создания на деревню комфортных условий, чтобы избежать оттока жителей. «И пусть приходят на эту землю работать хоть китайцы, хоть молдаване, хоть кто!», добавил эксперт. Также Тарло отметил, что речь не идёт о передаче земли китайцам, а о её защите от «крупняков», которые отбирают землю: «Инвестиции – это не миграция населения, а деньги, не имеющие национальности». Представитель АККОР Ольга Башмачникова поддержала это мнение, назвав в качестве примера бабушек, у которых большая часть паёв арендуется у фермеров, а те, в свою очередь, ничем не защищены от давления крупных хозяйств.
МЫ САМИ СПРАВИМСЯ
Зампред аграрного комитета ТПП и по совместительству директор ЗАО «Совхоз имени Ленина» Павел Грудинин настаивал на том, что Россия сама способна инвестировать в сельское хозяйство и предложил повышать инвестирование из госбюджета на эти цели. Кроме того, Грудинин недоволен тем, что инвестиции расходуются не должным образом. Сейчас, как отметил эксперт, инвестируются крупные агрохолдинги, занимающиеся растениеводством и птицеводством, которые быстро отдают деньги. На этом теряют или ничего не приобретают те, кто работает в сфере АПК. Таким образом, ситуация в этом плане оказалась даже хуже чем у партнёров по ТС - Белоруссии и Казахстана.
Член комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Олег Лебедев также крайне сдержанно воспринял новость, подтвердив, что России необходимо искать свои инвестиции и поддерживать своих сельхозпроизводителей. По его мнению, её необходимо увеличить с сегодняшней доли в 1% до 10% в бюджете страны, а также ввести прогрессивную шкалу налогообложения, которая будет отвечать запросам сельского хозяйства.
ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ?
Первый зампредседателя комитета Госдумы Иван Абрамов, курирующий проблемы Севера и Дальнего Востока, начал с того, что все имеющиеся на сегодня компании-монополисты работают за счёт бабушек, пенсионеров, тружеников АПК и других подобных незащищённых групп, которые поднимали страну в послевоенные советские годы. Теперь эти граждане лишены возможности производить, но тот, кто не производит, неизбежно становится банкротом.
Затем Абрамов перешёл непосредственно к теме, отметив, что китайские партнёры в основном предпочитают растениеводство животноводству. Например, важным примером он назвал соевый изолят из своего же сырья, переработанный в Китае. Подобные производства имеют высокую оборачиваемость средств. Однако у России подобного опыта реализаций инвестиций нет, и поэтому приоритетной задачей является поиск его механизмов.
Ольга Башмачникова отметила, что фермеры идут к китайцам из-за отсутствия доступа к инвестиционным ресурсам, а Китай, в свою очередь, заинтересован в создании СП. В частности, наибольший интерес Россия имеет к оросительным системам, сельхозтехнике и тепличному оборудованию.
Также эксперт рассказала об участии в Международной Евразийской выставки сельхозтехнологий и оборудования в городе Урумчи, на которой было заключено 5 соглашений о сотрудничестве с Бизнес-консалтинговой компанией Huahe International. В частности, делегация АККОР Краснодарского края подписала протокол о намерениях по поставке из Китая на Кубань запчастей для сельхозтехники, тепличного оборудования и мобильных убойных пунктов. Кировские представители Ассоциации договорились о поставках оборудования по производству молока на СП, реализации мёда, молочных продуктов и биогумуса в Китай, а также поставках сельхозтехники и организации в регионе её дилерских центров. А вологодские фермеры ожидают поставок в Китай короткого льноволокна в ответ на китайские плёнки из сенажа, а также договорились о создании СП по глубокой переработке льна и привлечении в регион китайских работников.
ВСЁ РАВНО ИНВЕСТИРОВАТЬ
Несмотря на различие мнений, гости сошлись в том, что государство мало уделяет внимания сельскому хозяйству. В частности, Евгений Тарло затронул проблему с непосильной кредитной ставкой. На сегодня она составляет 12,5%. Иван Абрамов согласился с этим, отметив, что уровень поддержки АПК в России и Европе отличается в 8-10 раз, при этом у нас в стране имеет место недоверие к банкам.
В первые проекты новый фонд будет инвестировать уже осенью текущего года. Они, в частности, будут связаны с созданием пилотной зоны свободной торговли сельхозпродукцией между провинцией Хэйлунцзян и Амурской областью, а также со льготным обеспечением работы высокотехнологичных предприятий двух стран. Финансирование проектов планируется проводить бивалютно, то есть с помощью рублей и юаней. В ближайшей перспективе также планируется реализовать совместные инфраструктурные проекты в сфере логистики и выпуска на территории России средств производства.
ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ?
Основным предложением Башмачниковой стало развитие экспорта зерновых и кормовых культур и обеспечивать развитие экологичного животноводства. Правительство, в свою очередь, должно увеличить объём погектарной поддержки, решать земельные вопросы, проблемы с административными барьерами, а также развивать агрологистику. Последнее, в частности, позволит снизить цены на ГСМ, удобрения и семена.
Кроме того, эксперт подчеркнула, что сельское хозяйство развито в тех странах, где сейчас активно оказывается поддержка среднего класса. У нас таким примером является семейное фермерство, которое необходимо расширять повсеместно. Это, по её мнению, позволит решить целый комплекс задач – обеспечение продовольственной безопасности, решение юридических проблем, повышение рентабельности производства. Успешными примерами, с которыми выступающий имела дело лично, стали представители Немецкого крестьянского союза, у которых ставка по кредиту составляет всего лишь 0,5-4%. Другими примерами стали «Кампина», в которую свою продукцию поставляет 17 000 фермеров и «Valio», где среднее поголовье составляет 29 коров. По поводу китайских инвестиций эксперт выразилась положительно, отметив, однако необходимость положительного обмена.
Читайте также:
- Китайская компания заинтересовалась производством кормов в ОЭЗ «Лотос»
- Владимир Решетняк: Убить дракона...
- Опыт Израиля в импортозамещении будет полезен для России
- Аргентинское танго на хлебных свалках
- Алексей Остапенко: Россия не закрывает экспорт зерновых