Маршрут для доставки зерновых из Украины в Европу по реке Дунай будет невыгоден для экспортёров и связан с рядом серьёзных проблем. Как сообщает ТАСС, такое мнение высказал декан факультета международных отношений стамбульского Университета Бейкент Армаган Гезкаман.
Большинство причин, которые назвал эксперт, носят технический характер. В частности, он напомнил, что эта река не позволяет использовать крупнотоннажные суда так как это было возможно в Чёрном море. Таким образом, потребуется огромное количество мелких судов, что вызовет увеличение трафика и создаст серьёзные очереди. Специалист обратил внимание и на то, что уровень воды в реке падает, и в будущем это может ограничить возможности логистики. По его мнению, также могут вырасти расходы на доставку продукции. В случае, если основными импортёрами зерновых станут страны Африки и Ближнего Востока, за поставку туда грузов придётся переплачивать из-за увеличения длины маршрута. Ещё одной проблемой Гезкаман назвал низкую безопасность в районе украинских портов на Дунае. Одним из примеров он назвал граничащие с крупными портами города Измаил и Рени, где 16 августа произошли взрывы. От них, в частности, пострадала инфраструктура Ренийского порта. Кроме того, эксперт напомнил, что по этой причине многие транспортные и страховые компании отказываются страховать проплывающие в этом направлении суда.
Также напомним, что помощь Украине в поиске новых маршрутов для вывоза сельхозпродукции оказывают США и несколько стран Евросоюза. В конце июля об этих планах сообщал координатор по стратегическим коммуникациям американского Совета национальной безопасности Джон Кирби. Как пишет газета The Wall Street Journal, сейчас Штаты ведут переговоры о расширении маршрутов не только с самой Украиной, но и с Молдовой, Румынией и Турцией. «Важные истории» со ссылкой на одного из анонимных экспертов сообщают, что новые маршруты должны полностью заменить собой морской коридор, по которому до середины июля шла большая часть поставок.
Сейчас выбрано два основных способа вывоза украинского зерна. Помимо вышеназванного (который, в частности, включает в себя порты Измаил и Рени), это сухопутные поставки через приграничные с Незалежной страны Восточной Европы. Общие объёмы поставок в обоих направлениях, по оценкам европейских чиновников, возможно увеличить до 5–5,5 миллионов тонн продукции в месяц. Пока что крупнейший показатель был вывезен в ноябре – 4,2 миллиона тонн. При этом на порты Дуная приходится около 60 процентов от общих объёмов. В рамках же зерновой сделки по Чёрному морю вывозилось семь миллионов тонн в месяц.