В ближайшие месяцы Румыния намерена удвоить объём ежемесячного транзита зерновых из Украины через свой главный черноморский порт Констанца – до четырёх миллионов тонн. Об этом пишет информагентство Reuters со ссылкой на министра транспорта и инфраструктуры европейской страны Сорина Гриндяну.
По его словам, эта цель стала частью масштабного проекта по расширению судоходной инфраструктуры. В его рамках, например, рассматривается модернизация и увеличение мощностей Сулинского канала, который будет использоваться для ночных рейсов. Ещё одним маршрутом может стать река Дунай. Также будут обеспечены необходимые мощности перевалки в портах Браила, Галац, Измаил и Рени. А ранее на встрече с представителями Евросоюза, Молдовы, Украины и США министр отметил важность также задействовать автомобильные и железнодорожные маршруты для поддержания постоянного украинского грузопотока.
Отметим, что такие меры, по сути, позволят вернуть Украине возможность вывозить зерно по Чёрному морю как при зерновой сделке, а значит, восполнить упущенную прибыль. Гриндяну ожидает, что проект планируется завершить в октябре. А до конца текущего месяца, по его словам, приёмку судов на Сулине будут осуществлять 60 лоцманов. Они будут работать в дунайском агентстве Румынии. Эти мероприятия финансирует Евросоюз, однако точный размер средств не сообщается.
Напомним, что транзит стал одной из мер по перераспределению бесконтрольно поставляемых объёмов самого зерна и другой сельхозпродукции. Помимо самой Румынии, она ввозилась в ещё четыре страны Восточной Европы (Болгарию, Венгрию, Польшу и Словакию). Украина начала массовые поставки своей сельхозпродукции в Европу из-за послаблений Евросоюза, который отменил в её отношении пошлины в целях поддержки Киева в военных условиях. Кроме зерна, в список такой продукции вошли масличные, мука, яйца, макаронные изделия, мясо птицы, яблоки и их сок, ягоды и мёд. Все они поставлялись по более низким чем у европейских аграриев ценам, а часть из них – без документов о качестве и безопасности. Это поставило сельхозпроизводителей из пяти вышеназванных стран на грань выживания, поскольку они не смогли конкурировать с украинскими по ценам и объёмам экспорта. Министры сельского хозяйства этих стран составили единое письменное обращение на имя главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, в котором попросили её разобраться с этой ситуацией. Однако Брюссель долгое время игнорировал это обращение. Тогда власти пострадавших стран составили собственные списки запрещённой сельхозпродукции, в которые вошли не менее 10 наименований. Некоторые из них совпадали у разных стран. Только сама Румыния не вводила никаких ограничительных мер, ожидая, пока это решение примет сам Брюссель. Также она стала первой из пяти стран, которая разрешила транзит украинской сельхозпродукции, но под строгим контролем. Эта мера стала не послаблением, а, наоборот, одной из возможностей перенаправить потоки в других направлениях, в том числе, в нуждающиеся страны. Однако вскоре Еврокомиссия предприняла первые серьёзные шаги. Она заключила со всеми пятью странами соглашение о компромиссных для них и Украины условиях ограничений. Согласно им, запрет остался действовать только на пшеницу, кукурузу, рапс и семена подсолнечника. Срок его действия – до 15 сентября. Также пострадавшие страны обязуются разработать механизмы по экспорту сельхозпродукции в нуждающиеся страны по так называемым «коридорам солидарности». В рамках этого пункта транзит сельхозпродукции ввели и остальные страны. Последний пункт – распределение 100 миллионов евро между пострадавшими странами (40 миллионов – для Польши, 30 – Румынии,16 – Венгрии, почти 10 – Болгарии и примерно пяти – Словакии). Однако выплата этих средств тормозится из-за недовольства нескольких других стран ЕС, которые отправили в орган жалобу на необоснованность новых мер. Не очень довольны соглашением и сами восточноевропейские государства. Все они, включая Румынию, требуют продлить запрет, как минимум, до конца года.