Эксперты, в том числе, аналитики топливного рынка, высказали разное мнение по поводу того, как изменится стоимость горючего на российских АЗС, сообщает «Российская газета».
Портфельный управляющий «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин считает, что этим летом стоимость бензина самых популярных марок АИ-92, АИ-95, а также дизельного топлива ежемесячно будет расти на 0,5-0,8 процента. Однако он уточнил, что столь незначительный рост будет только при отсутствии стрессовых ситуаций на рынке. Осенью же, по его мнению, в связи с началом нового рабочего для большинства россиян сезона, повышение цен ускорится. Также он ожидает временного резкого повышения спроса на продукцию. Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал считает, что и в этом сезоне, и осенью, на российском рынке топлива будет наблюдаться стабильная ситуация с ценами. По его мнению, этому поспособствуют механизмы сдерживания стоимости топлива, в том числе, демпферные выплаты. Напомним, что так называется налоговый вычет, который рассчитывается по соотношению экспортных цен на топливо и его индикативной внутренней стоимости, которую устанавливает государство. Если экспортные цены выше, то производители получают право на налоговый вычет, если нет – то выплаты им не полагаются.
Ещё два эксперта рассказали, от чего зависит стоимость топлива. Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов рассказал, что розничные цены зависят от размера налогов (их доля в розничной стоимости бензина и дизельного топлива может составлять до 70 процентов), договорённости между государством и нефтяными компаниями о сдерживании цен на топливо в пределах годовой инфляции и оптовых биржевых цен на продукцию. Аналитик «Финам» Сергей Кауфман отметил, что вертикально-интегрированные компании (занимающиеся всеми этапами производства – ROSNG) получают прибыль как от розничных продаж топлива, так и от его переработки. При этом повышение оптовых цен снижает прибыльность от первого из способов и повышает – от второго. Также эксперт отметил, что стабильность розничных цен на топливо в период падения оптовых помогает независимым АЗС компенсировать убытки при подорожании этой продукции на бирже.
Что касается самих биржевых цен, то во вторник на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) они серьёзно увеличились на большинство позиций. Например, из массово используемых видов топлива сильнее всего подорожал бензин АИ-95 (Премиум) – на 1,71 процента или 53 921 рубля за тонну. Другая известная марка, АИ-92 (Регуляр), подорожала на 1,65% или до 48 009 рублей. Цены на летнее дизельное топливо увеличились на 0,54% или до 60 682 рублей. На зимнее и межсезонное топливо они не изменились. Среди специализированных видов горючего сильнее всего, на 22,07 процента или до 16 170 рублей, подорожали сжиженные углеводородные газы. Стоимость топлива для реактивных двигателей увеличилась на 2,59% или 78 547 руб./т. В то же время, мазут даже подешевел – на 1,83 процента до 29 355 рублей.