Начиная с осени эксперты, а вместе с ними и агрожурналисты традиционно пристально следят за состоянием озимых и реагируют прогнозами на колебания температурного фона и осадков. До наступления календарной весны осталось менее месяца, но рисков для озимых, как и поводов для беспокойства меньше не стало. Журналисты Национального аграрного агентства разбирались в ситуации текущей и в возможных угрозах ближайших месяцев.
Сначала цифры. По данным Минсельхоза, под урожай текущего года озимыми засеяно 20 миллионов гектаров. Из них 19,2 миллиона – под зерновыми, а остальное – под техническими культурами. В хорошем и удовлетворительном состоянии находятся 82% посевов, заявила в конце января министр сельского хозяйства Оксана Лут. Такие проценты по качеству посевов можно назвать очень даже хорошими, если учитывать, что озимые, особенно на юге, сеялись при отсутствии влаги, как говорится, в пыль. «Озимые у нас взошли только после середины декабря, потому что была затяжная засуха. Мы 20 лет занимаемся фермерством, и такого никогда не было», - отмечает глава КФХ из Краснодарского края Нина Карпенко.
Ушли в зиму в плохом состоянии либо не взошли вообще 38% посевов, говорил нам в конце прошлого года президент Российского зернового союза, член Экспертного совета Национального аграрного агентства Аркадий Злочевский. Сейчас по его оценкам, состояние посевов улучшилось. «Положительные температуры второй половины декабря 2024 года и первой половины января 2025 года благоприятным образом способствовали развитию растений. Половина посевов озимых культур находятся в хорошем и столько же – в удовлетворительном состоянии. При этом если температура воздуха сохранится в зоне положительных отметок или близких к нулю, отсутствие снега на полях не представляет опасений для зимовки урожая», - рассказал нам генеральный директор Агрохолдинга «СТЕПЬ» Андрей Недужко. Глава КФХ из Воронежской области Ислам Ахмедханов также оценивает текущее состояние посевов пшеницы как удовлетворительное и хорошее и надеется на то, что если опасные для озимых морозы и будут, то до них пройдёт снег. «На фоне отсутствия снега даже три-четыре дня при ниже минус 15-ти градусов могут стать фатальными для зимующих посевов», - отмечает глава РЗС. Несмотря на то, что синоптики говорят о тёплом как январь феврале, в отдельных регионах Приволжья, Центральной России и Северо-Запада такие температуры всё же прогнозируются, хотя и на кратковременный период.
Другой риск, о котором уже сообщают аграрии некоторых регионов Поволжья – ледяная корка. Опасность её в том, что она может привести к механическим повреждениям стеблей. Кроме того, при определённых условиях под ней образуются условия для выпревания.
Конечно же, ситуация от региона к региону разная, но, опросив несколько хозяйств из разных «зерновых» областей и оценив прогнозы метеорологов, можно сказать, что пока с озимыми всё неплохо, и они успешно перезимуют. А вот с их выходом из зимовки всё не настолько оптимистично. «Дамокловым мечом» над будущим урожаем висит риск почвенной засухи, говорит Аркадий Злочевский. Климатически до пробуждения осталась где-то пара месяцев. Мониторинг, проведённый специалистами Агрохолдинга «СТЕПЬ», показывает, что в метровом слое почвы на полях озимых культур запасы продуктивной влаги недостаточны, хотя и не критичны на данный момент. «В случае отсутствия осадков в зимний и весенний периоды могут возникнуть риски снижения урожайности озимых культур под урожай 2025 года», - пояснил Андрей Недужко. Влагозапас полей может быть пополнен либо за счёт большого количества снега в оставшуюся зиму, либо интенсивных дождей весной. Надежды на обильные снегопады у наших собеседников нет, а многочисленные прогнозы на весну противоречивы и пока пугают. Кто говорит о ранней весне, кто, напротив, о затяжной, где-то обещают череду оттепелей и заморозков, а где-то дефицит настолько важных для аграриев, осадков. Сельское хозяйство является одним из самых зависимых от климатических факторов секторов экономики. С большей долей вероятности нестабильная погода нынешней зимы отразится на урожайности озимых. Это, в свою очередь, может привести к росту цен на зерно и, как следствие, продуктам его переработки.