13 союзов производителей и продавцов продовольствия отправили премьеру Дмитрию Медведеву письмо с претензиями к маркировке. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на документ.
Письмо подписали члены Межотраслевого экспертного совета (МЭЗ) - Союзмолоко, Руспродсоюз, АКОРТ, Рыбный союз, Ассоциация производителей и потребителей масложировой продукции, Национальная мясная Ассоциация, Союз потребителей России, Союз независимых сетей, Русбренд, Союз производителей алкогольной продукции, Союз российских пивоваров, Евразийский альянс бутилированных вод и Ассоциация малоформатной торговли. По словам авторов документа, при принятии новых правил не был проведён анализ будущих затрат для отраслей и влияние маркировки на рост инфляции и себестоимости продукции. Как отметили в письме представители союзов, они не получили исчерпывающие ответы на вопросы, которые были заданы при обсуждении с Минпромторгом и ЦРПТ (авторы системы маркировки).
МЭЗ попросил премьера провести совещание с участием Минсельхоза, Минпромторга, Минэкономразвития, Минфина, ФАС, ЦРПТ и отраслевых союзов о целесообразности масштабной маркировки товаров и оценки её эффективности для борьбы с незаконным оборотом. Также авторы письма просят приостановить подготовку к её введению для новых категорий товаров.
Напомним, что в числе первых на маркировку пожаловалось Союзмолоко. В организации объяснили, что Правительство исключило из новой редакции законопроекта многие их предложения. Также они заявили об огромных затратах на работу новой системы, несравнимых с денежной долей контрафакта.
Комментарий | ЦРПТ
Государственная система цифровой маркировки «Честный ЗНАК» функционирует в соответствии с соглашением о ГЧП – в тех отраслях, для которых Правительством определена обязательная маркировка.
Мировой опыт показывает, что подобные системы, как правило, создаются в партнерстве с частным инвестором – это позволяет сократить сроки внедрения практически вдвое. При этом государство оставляет за собой полный контроль и без затрат из бюджета достигает поставленных целей (повышение прозрачности рынков, автоматизация контрольно-надзорной деятельности, защита интересов легального бизнеса, а также жизни и здоровья людей). Частные инвестиции ЦРПТ составят более 200 млрд руб. в течение 15 лет, на окупаемость проект выйдет не раньше, чем через 7 лет.
Большинство из подписантов письма МЭС – союзы, представляющие отрасли, на которые маркировка еще не распространяется. Возможно, в этом причина опасений союзов, завышенные ожидания по инвестициям и росту цен.
Как показывают расчеты, например, по молочной отрасли, в 2005-2018 гг. рост реальных цен (по данным Euromonitor) составил от 30 до 76% (на сыр +76%, молоко +49%). Напомним, маркировка для молочной продукции будет внедрена только в 2020 г. Если доля нелегальной продукции в отрасли в результате маркировки снизится хотя бы на 3,8 процентных пункта, что в пределе составляет 17% от всего объема нелегального оборота (по разным источникам – Минсельхоз, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, данные производителей – оценивается в 7,5%-22%), то это не окажет никакого влияния на конечные цены.
В то же самое время, при снижении доли нелегальной продукции до нуля, цены для потребителей будут снижены в среднем на 3,6% (без потери прибыли производителями), а с учетом средней валовой рентабельности в отрасли (19,8% по данным СПАРКа за 2016-2018 гг.) уход нелегальной продукции увеличит ежегодную валовую прибыль производителей на 46 млрд руб. (дополнительная прибыль «белого бизнеса» полностью покроет инвестиции в систему и маркировка будет приносить дополнительные выгоды от выравнивания конкурентных условий, роста эффективности логистики и управления поставками, новых инструментов взаимодействия с потребителями).
По кондитерской отрасли исторический рост реальных цен также находился на высоком уровне и по данным Euromonitor и Росстата составил от 15% до 45% в 2005-2018 гг. Если доля нелегальной продукции в отрасли (по разным источникам оценивается в 3%-25%) в результате маркировки снизится хотя бы на 4,7 п.п., что в пределе составляет 19% от всего объема нелегального оборота, то это не окажет никакого влияния на конечные цены. При снижении доли нелегальной продукции до нуля, цены для потребителей будут снижены в среднем на 4,7% (без потери прибыли производителями). В данном расчете не учтены фискальные и качественные эффекты, которые также могут оказать положительный эффект как на отрасль, так и на всех участников системы маркировки.