В ходе плановой проверки Россельхознадзором на рынке молочной продукции выяснилось, что почти четверть проверенного сливочного масла оказалась некачественной, в том числе фальсифицированной, пишет газета «Известия».
Всего было исследовано 10 199 образцов продукции. В точных цифрах доля нарушений у молочного продукта составила 24,82 процента. При этом такой показатель стал самым высоким из всей молочки. На втором месте оказались сыры с 16,18 процента, за ними следуют творог (14,4), сухое молоко (13,24) и сметана (11,22). Что касается фальсификата, то по происхождению большая его часть была выявлена у отечественных производителей – 15,37 процента из общих 8 648 проб. Речь идёт об отличии реального состава от заявленного производителем. При этом, по данным службы, за минувший год доля такой молочной продукции в сравнении с 2023-м выросла с 12,04 до 13,9 процента. В целом самыми частыми нарушениями из всей молочной продукции стали несоответствие массовой доли жира, фальсификация молока жирами немолочного происхождения, присутствие крахмала, соды, пищевых добавок и органических кислот, не заявленных в составе продукта. Также в ряде случаев Россельхознадзор выявлял в продукции запрещённую к использованию в России микробную трансглютаминазу. Напомним, что она используется для искусственного увеличения объёмов продукции.
Глава Общественной потребительской инициативы (ОПИ) Олег Павлов объяснил эту проблему тем, что Минэкономразвития не согласовало необходимые для этого нормативные акты. Зампред комитета Госдумы по защите конкуренции и представитель фракции «Единая Россия» Сергей Лисовский рассказал, что фальсификат в России оперативно не блокируется на кассах. Также он подтвердил и слова Павлова. Депутат сообщил, что подготовил поправки в законодательство, которые позволят решить эту проблему. Их уже поддержали Роспотребнадзор и Минпромторг, но Минэкономразвития выступил против. В связи с этим Лисовский также обратился к вице-премьеру Дмитрию Григоренко с предложением внести изменения в законодательство и наделить главных санитарных врачей и их заместителей правом выносить постановления о запрете или приостановке продажи не соответствующей требованиям продукции. В Минэке рассказали, что механизмы запрета на оборот фальсификата уже утверждены Федеральным законом «О техническом регулировании», а список случаев для запрета продажи продукции на кассе – постановлением Правительства № 1944 от 21 ноября 2023 года. Также в министерстве сообщили, что вопрос совершенствования системы блокировки прорабатывается на различных площадках, в том числе Госкомиссией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Что касается предложенных поправок, Минэк пообещал продолжить их рассмотрение. В Союзмолоке рассказали о поставках по госконтрактам в детские сады и школы продуктов с заменителем молочного жира. Для решения этой проблемы в союзе предложили интегрировать систему госзакупок с платформой Россельхознадзора «Меркурий», которая отслеживает продукцию, и закрепить это в законе. Председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин объяснил рост фальсификата использованием в продукции более дешёвым и менее качественных компонентов, пользуясь желанием потребителей купить товар по более низкой цене. При этом он отметил, что за такое нарушение производитель отделывается всего лишь штрафом.
Между тем, в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ) рассказали о резком снижении доли фальсификата в молочной продукции – с 30 до 0,02%. В организации это объяснили интеграцией системы маркировки «Честный знак» (ЦРПТ является её оператором – ROSNG) c принадлежащей Россельхознадзору платформой «Меркурий». «Когда промаркированная продукция вводится в оборот, производитель подает такой же ветеринарный сертификат в систему «Честный знак». Там происходит проверка на соответствие ветеринарному сертификату. Только потом каждая единица, связанная с сертификатом, продолжает двигаться до потребителя. Если впоследствии сертификат аннулируется, товар сразу же подсвечивается для органов контроля, бизнеса и потребителя», — объяснили механизм работы в организации.