За девять месяцев текущего года Россия нарастила выпуск дизельного топлива (ДТ) и бензина на 6,3 и 2,9 процента от того же периода прошлого года, следует из данных Росстата.
В точных цифрах производство первого из видов горючего за этот период составило 66,4 миллиона тонн, а второго было выпущено 32,8. За сентябрь выпущено 6,8 миллиона ДТ, что на 2,5% выше чем год к году, но на 11,4% ниже августовского показателя. По другому же горючему показатель составил 3,4 млн, что, соответственно, на полтора и 11,8 процента ниже. Также на указанный период повысилось и производство топочного мазута – на 2,5% до 31 млн т. При этом в последнем отчётном месяце его выпущено 3,6 (+7,8 и +10,1%). Для сжиженных углеводородных газов (СУГ) показатель увеличился до 13,1 млн или на 10,5% (+4,5 и – 1,1 соответственно).
Ранее об отсутствии проблем с горюче-смазочными материалами (ГСМ) у отечественных сельхозпроизводителей неоднократно говорил и глава российского Минсельхоза Дмитрий Патрушев. Также он отмечал, что эта продукция начала постепенно дешеветь. Такую информацию тоже подтвердили данные статистического ведомства. Согласно им, с 17 по 23 октября (когда последний раз анализировались данные), средние розничные цены на дизтопливо падали на 12, а классическое – на 17 копеек, составив в итоге 55,13 и 64,22 рубля за литр.
Напомним, что проблема с ценами на топливо, а затем и его запасами на внутреннем рынке возникла с начала лета этого года. В среднем цены на дизель и другое горючее в стране, по некоторым подсчётам, выросли до 80 – 100 тысяч за тонну. Затем стали наблюдаться перебои с его поставками сначала в несколько южных регионов (Астраханскую и Волгоградскую области, а также Калмыкию, Кубань и Крыму), а затем ещё в некоторых на юге и трёх регионах из других округов (Новосибирской, Рязанской и Саратовской областях. Особенно остро ситуация отразилась на местных сельхозпроизводителях). 22 августа в министерстве энергетики эту проблему объяснили сложностями с доставками продукции на юг из-за туристического сезона. Однако против этого говорит то, что в сентябре, когда этот сезон завершился, ситуация не изменилась, а проблемы стали наблюдаться и за пределами юга. Позже в Минэнерго выяснили, что это произошло из-за намеренного создания искусственного дефицита путём закрытия автозаправок. В ведомстве обещали пресечь все случаи подобных нарушений. Другой проблемой стали вышеназванные «серые» поставки. Речь идёт о продаже горючего за рубеж по более высокой стоимости чем оно покупалось на внутреннем рынке. В министерстве энергетики объёмы таких незаконных поставок с начала года оценили в несколько миллионов тонн. В сентябре был выработан комплексный план для решения проблемы. Правительство, а также само министерство и все остальные заинтересованные ведомства договориться с нефтяными компаниями по поводу поставок топлива для аграриев и начали ежедневный мониторинг этого процесса. Затем власти увеличили нормативы поставок автомобильного бензина пятого класса и дизельного топлива на биржу с ранних 13 и 9,5 до 15 и 12,5 процентов соответственно. Ещё ряд долгосрочных мер был подготовлен в октябре. Кабинет министров поддержал предложение Минсельхоза ввести временный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива. Точный срок его действия российские власти не назвали. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков рассказал, что ограничения продлятся столько, сколько потребуется до полной стабилизации топливного рынка. Исключение сделали для поставок дизтоплива по трубопроводам в морские порты для производителей, которые поставляют на внутренний рынок не менее половины этой продукции. Было принято и решение вернуть коэффициент для определения топливного демпфера (компенсаций нефтяникам с 0,5 до 1). Кроме того, для компаний, которые не являются производителями топлива, экспортная пошлина на нефтепродукты была также повышена с 20 до 50 тысяч рублей за тонну. В российской антимонопольной службе отметили, что такая мера позволит стабилизировать цены на топливо в стране и сформировать дополнительные объёмы необходимого горючего для фермеров и других потребителей. Самому регулятору было поручено отслеживать стоимость горючего во всех сегментах продаж.