Такое заявление в интервью Национальному аграрному агентству сделала глава Ягодного союза Ирина Козий. Это отраслевое объединение совместно с Российским зерновым союзом обратилось к президенту Владимиру Путину с просьбой вмешаться в подготовку правил локализации семян в России. По словам авторов письма, документ, который разрабатывает Минсельхоз, говорит о желании ведомства ввести нерыночное регулирование семеноводства. Новые правила должны определить условия, по которым иностранные производители посадочного материала смогут работать в нашей стране. Но идея министерства, в той версии, в которой есть сейчас, невыполнима по четырём причинам, говорит руководитель Союза.
Во-первых – сроки. Создание питомника – это годы работы, но по плану МСХ всё уже должно быть готово к следующему сезону.
Второй момент в том, что иностранный селекционер или производитель должен безвозмездно передать неограниченному кругу компаний и физлиц в России права на размножение своего посадочного материала. Однако создание сорта – это многолетняя работа, которая в среднем стоит 5 млн долларов и иностранные компании не пойдут на такие «подарки», уверена руководитель Ягодного союза.
Другой аргумент против – это обязательное участие российской науки и образования в процессе производства посадочного материала. Здесь будет навязываться фиктивное включение научных учреждений и, соответственно, станет расти коррупция. И четвёртый минус предложения, по её словам, в том, что обязательная доля российского участия в СП должна быть не меньше 51%. Сейчас у нас уже есть питомники, в которых бОльшая доля принадлежит иностранцам. Изменение структуры будет нарушать коммерческую практику.
По словам Ирины Козий, в случае принятия новых правил в зоне риска окажутся абсолютно все ягодные культуры в российской рознице, т.к. у нас нет своего посадочного материала, который подходил бы для промышленного выращивания.
- Дело в том, что в России, в Советском союзе селекция всегда была направлена на любительский рынок, чтобы ягода с грядки сразу попадала на стол. В современных форматах торговли, особенно когда продукция проходит через распределительные центры и требуется долгое хранение, из сортов российской селекции практически ничего не подходит. Такая ягода недостаточно лежит и просто не сможет доехать до полки магазина.
Наибольшие проблемы будут с земляникой садовой, которая в магазинах продаётся как клубника. Также сложности возникнут с ягодами голубики и малины ремонтантной, т.д.
Другой проблемой локализации производства семян станет снижение в два-три раза урожайности ягод. Это, в свою очередь, приведёт к увеличению себестоимости их производства и росту потребительских цен, констатирует Ирина Козий.