Национальное аграрное агентство подводит итоги года в АПК. В рамках одноимённой рубрики наши журналисты беседуют с руководителями отраслевых объединений и представителями бизнеса. Они делятся с нами не только результатами текущего года и проблемами, но и дают свои прогнозы на 2024-ый.
О том, как обстояло дело с производством сельхозтехники, спросом и ценами на неё в уходящем году, и чего ждать в следующем, рассказал заместитель директора Ассоциации «Росспецмаш», член Экспертного совета ROSNG Денис Максимкин.
ROSNG: В этом году производство сельхозтехники в общем объёме сократилось по сравнению с прошлым годом довольно существенно – на 20%. Какой техники выпустили меньше всего и в чём причина: в низком спросе или же в нехватке компонентов?
Максимкин: Производство сельхозтехники, в первую очередь, прицепной и навесной, сократилось на 20-30%. Так, например, плугов за 10 месяцев этого года по отношению к соответствующему периоду прошлого года выпустили на 22% меньше, борон – на 28%, сеялок – на 20%, опрыскивателей – на 27% меньше. Первая причина такого падения – низкие цены на зерно на внутреннем рынке, из-за чего упала доходность крестьян, и это отразилось на спросе на сельхозтехнику. Вторая причина заключается в том, что в первом полугодии этого года было сокращено финансирование нашего основного механизма поддержки – программы 1432 (с 8 млрд рублей до двух).
- В то же время, зерноуборочных комбайнов выпустили больше чем в прошлом году, хотя покупка новой техники многим аграриям стала не по карману. Чем можно объяснить такую динамику?
- Зерноуборочных комбайнов с января по октябрь, действительно, выпустили больше на 37%. В первую очередь, это связано с низкой базой прошлого года. Тогда у нас было сокращение производства на 40%. То есть фактически в этом году мы скорректировали прошлогоднюю ситуацию. Однако если посмотреть на последние три года, то по зерноуборочным комбайнам динамика тоже будет отрицательной, хотя и небольшой.
- Программа 1432 была расширена и дофинансирована во втором полугодии. Какой-то эффект это уже дало?
- Ситуация однозначно улучшается, но оценить влияние изменений можно будет в январе-феврале 2024-го.
- Если говорить про цены, то насколько подорожала основная сельхозтехника – тракторы и комбайны?
- В этом году цены изменялись исключительно в соответствии с индексом цен производителей промышленной продукции, которые ежегодно утверждает правительство. В 2023 году он составил 13,6% по отношению к прошлому году. Вместе с тем, по программе 1432 в первом полугодии, как я уже говорил, было сокращено финансирование, и она не работала в отношении самоходной техники, в частности, тракторов и комбайнов. Поэтому сельхозпредприятия покупали их без скидки 10-15% (в зависимости от региона). Сами же производители техники в определённой степени зависят от цен на металл, от волатильности курса, от стоимости логистики и изменений в цепочках поставок. При этом необходимо отметить, что российские производители сельхозмашин стали размещать больше заказов на комплектующие на отечественных предприятиях, а география импорта деталей сместилась с недружественных западных стран на Китай, Турцию, Индию и другие.
- За последние годы сместился акцент и в поставках самой импортной техники – с Запада на Восток. Есть ли данные, насколько китайцы нарастили своё присутствие у нас?
- Мы наблюдаем рост импорта из КНР, главным образом, тракторов тяговых классов 1,4 и 2,0. За 10 месяцев 2023 года он вырос в 1,5 раза. В общем фокусе на внутреннем рынке мы наблюдаем опережающий рост зарубежных поставок и снижение доли российской техники. Если в прошлом году отечественная техника занимала долю в 60%, то в этом году она сократилась на 7%. Это можно объяснить низкой базой импорта в прошлом году, и, опять же, влиянием изменений в реализации программы 1432, которые произошли в первом полугодии. Ведь у этой программы, кроме стимулирования спроса на российскую сельскохозяйственную технику, есть ещё одна очень важная функция – это защита от импорта. Соответственно, если российские производители не могут предоставить скидку на свою технику в 10-15%, то она становится дороже на эту сумму, и потребитель в отдельных случаях принимает решение в пользу иностранных машин.
- Что принципиально нового вывели в этом году на рынок российские производители сельхозтехники?
- Новые модели и модификации выходят на рынок постоянно, но по 2023 году я бы хотел дополнительно отметить то, что производители несколько сместили свои акценты на инвестиции в модернизацию и развитие производства. Вообще, за последние 5 лет объёмы вложений в этом направлении превысили 20 млрд рублей.
- Какие главные события или изменения ожидают отрасль в следующем году? Может быть, есть какие-то предложения у «Росспецмаша», которые панируется продвигать?
- В следующем году по программе 1432 в федеральном бюджете предусмотрено 8 млрд рублей, что уже неплохо. То есть уже с начала года мы начинаем реализовывать и самоходную, и прицепную сельскохозяйственную технику со скидкой. Мы просим увеличить ежегодный объём финансирования до 20 млрд рублей и привести его в соответствие с потребностями рынка.
- Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям и аграриям на Новый год?
- Желаю не останавливаться на достигнутом, развиваться и ставить перед собой амбициозные цели, стремиться к их выполнению и перевыполнению. Конечно же, всем крепкого здоровья, счастья и благополучия.