Транзитный коридор через Румынию стал главным направлением поставки украинской сельхозпродукции. Как сообщает АПК-Информ, такое заявление сделал премьер-министр Украины Денис Шмыгаль на совместном заседании правительств обоих стран.
Уточняется, что речь идёт о маршруте через порты Дуная. Вопрос использования этого пути для разгрузки экспортных мощностей Незалежной рассматривался ещё в августе. Сама Румыния стала частью «зернового коридора» и «путей солидарности». Глава правительства отметил, что теперь по этому направлению проходит, в частности, 60 процентов местного зерна, а по объёмам двусторонней торговли Румыния вышла на третье место для его страны.
При этом он подчеркнул, что такой результат ещё не предел, намекая на долгосрочное сотрудничество. Важным Шмыгаль назвал и реализацию правительствами обоих стран соглашения об усилении сотрудничества по обеспечению надёжного транзита. Оно предполагает расширение украинских возможностей по транзиту также через Молдову, что позволит вдвое увеличить грузопоток продукции. Ещё одним успехом от сотрудничества обоих стран премьер назвал успешное развитие приграничной инфраструктуры. В частности, уже открыты новые контрольно-пропускные пункты «Дьяковцы – Раковец» и «Красноильск – Викову-де-Сус», а в ближайшее время должны появиться ещё четыре на Буковине и Закарпатье. Кроме того, по итогам заседания правительств обоих стран были подписаны соглашение о строительстве автодорожного пограничного мостового перехода через реку Тиса и Меморандум об усилении сотрудничества обоих стран по обеспечению надёжного транзита украинской сельхозпродукции.
Напомним, что Украина начала искать альтернативные маршруты для вывоза своей сельхозпродукции после выхода России из зерновой сделки. Из-за этого украинские экспортёры сельхозпродукции уже не могли, по условиям, поставлять её через крупные портовые мощности на Чёрном море. Это не остановило Незалежную, и она продолжила вывоз в этом направлении. Однако Россия начала досмотр украинских судов на наличие опасных грузов, в том числе, вооружения. Это произошло из-за нескольких инцидентов, которые прошли этим летом таких как взрыв на крымском мосту и уничтожение трубопровода «Тольятти-Одесса», по которому Россия поставляла через Украину в бедные страны аммиак, сырьё для производства удобрений. Этот шаг Москвы фактически лишил Украину возможности вывозить свою продукцию по черноморскому направлению, поскольку Россия проводила очень долгие и тщательные проверки. Украина выбрала в качестве альтернативы порты соседних европейских стран. Еврокомиссия также предоставила ей такие условия, сняв все таможенные ограничения. Это вызвало возмущение стран Восточной Европы, которые потеряли рынки сбыта из-за поставки более дешёвой украинской сельхозпродукции и в объёмах, также превышающих возможности восточноевропейских сельхозпроизводителей. Однако именно по этой причине страны Восточной Европы согласились разрешить транзит этой продукции через свои порты. По их мнению, это позволит Украине поставить зерновые и другие товары в бедные страны, лишь бы они не оседали в Европе. При этом напомним, что Румыния стала одной из первых стран, разрешивших транзит.