Число слияний и поглощений в секторе тепличного садоводства резко возрастет в этом году и в ближайшие годы. Число участников прямых инвестиций, входящих в сектор, также будет расти. После коронакризиса этот сектор агробизнеса ожил, поэтому его ждет приток финансирования.
По мнению Фрэнка де Хек и Феликса Сноук Хенкеманс, специалистов из Нидерландов по садоводству, в течение короткого времени тепличное хозяйство пребывало в стагнации из-за эпидемии COVID-19. Однако с начале текущего года рынок стал постепенно оживать.
«В первые шесть месяцев 2021 года мы наблюдали большое движение на рынке», - говорит Феликс Сноук Хенкеманс, один из специалистов по садоводству в финансовой консалтинговой компании, которая имеет филиал в Амстердаме в Нидерландах. «Мы рассматриваем это как подтверждение основных движущих сил продолжающейся консолидации тепличного садоводства».
При этом Оуклинс указывает на несколько точек роста для отрасли:
- растущее население мира, которое необходимо кормить,
- нехватка свободных посевных площадей, а также воды,
- более строгие экологические нормы,
- растущий спрос на устойчивую и отслеживаемую продукцию,
- спрос со стороны сетей супермаркетов на качественную продукцию, а также технологические инновации.
Волны поглощения
Новости о слиянии или поглощении компаний последовали сразу же друг за другом в первые месяцы этого года. Многие игроки в области садоводческих технологий ищут способ оставаться конкурентоспособными на растущем мировом рынке. Хотя производители также продолжают расти как на национальном, так и на международном уровнях. Рост пока обеспечивается за счет расширения площади хозяйств, а также приобретения уже работающего бизнеса у конкурентов.
В Северной Америке рынок производства овощей закрытого грунта развивается по иному пути. Здесь идет не скупка компаний, а именно инвестирование венчурными фондами уже работающих тепличных компаний.
Феликс объясняет, что слияния, поглощения или привлечение инвестиций и инвесторов часто происходят волнообразно: «Вы видите, что все еще существует некоторая неопределенность из-за коронавируса. Стороны все еще хотят завершить сделки и продолжить переговоры, которые были начаты весной. Международные участники наконец-то могут перемещаться из страны в страну, хотя еще неизвестно, как ситуация сложится этой осенью. Банки теперь открыты для новых клиентов, в то время как в прошлом году они настороженно на фоне экономического кризиса относились к инвестиционным сделкам. Это означает, что многие компании считают текущий год самым подходящим временем для расширения своего бизнеса».
Климат продаж
Это последнее утверждение может звучать так, как будто покупающая сторона полностью контролирует ситуацию. Однако на данный момент это далеко не так, говорит Феликс. «В настоящее время сформировались благоприятные условия для продавца. Это потому, что в настоящее время на рынке появилось достаточная денежная масса с низкими процентными ставками, поэтому привлечь финансирование легко. У многих инвестиционных компаний есть финансовые резервы, которые они стремятся вложить, в том числе, и садоводство.
В настоящее время садоводство считается все-таки нестабильным сектором. Но если раньше это удерживало инвесторов от капвложений в отрасль, то теперь это ушло в прошлое. Инвестиционные компании видят волатильность на рынке, но смотрят на несколько лет вперед.
Это приводит к тому, что инвестиционные компании стучатся в двери производителей и технологических компаний. Однако в наши дни у последних есть выбор, и многие инвестиционные запросы рождаются не по необходимости, а из честолюбия.
«По нашему опыту, это не тот случай, когда компании просто говорят «Да» первому встречному. Мы замечаем, что компании-продавцы часто обращаются к консалтинговым компаниям за советом. Слишком силен страх перед необходимостью полностью передать бизнес в другие руки. Инвесторы в компаниях с неудовлетворительными финансовыми показателями часто не церемонятся и проводят радикальную кадровую политику», - пояснил Феликс Сноук Хенкеманс.
Инвестирование в местное производство
Oaklins ожидает наибольшего международного роста в области высокотехнологичного тепличного садоводства. Франк де Хек, руководитель объединения садоводов, в Нидерландах в частности, прокомментировал: «Хотя низкотехнологичные теплицы вносят значительный вклад в рост рынка во всем мире, высокотехнологичные теплицы в конечном итоге приносят наибольшую пользу. Хороший урожай невозможно получить без инноваций».
Однако дорогостоящих технологий связано с большими инвестициями. Это одна из причин, когда на рынок выходят крупные корпорации, все чаще из-за пределов сектора. В конце концов, спрос на местные продукты питания растет во всем мире. А в относительно новых культурах, таких как фрукты и салат, выращенные на воде, инвесторы видят прибыль. Во всем мире, по предварительным оценкам, 62% теплиц используются для этой цели, но компании в секторе выращивания декоративных растений, на долю которых приходится 38%, также извлекают выгоду из тенденции роста.
Фрэнк де Хек отмечает, что именно игроки, которые сейчас работают или могут работать за пределами существующих рынков, могут значительно вырасти. Поэтому на голландском рынке возник тренд на создание местных офисов продаж, либо приобретаются компании-партнеры за рубежом, имеющие небольшую долю рынка, но демонстрирующие стабильный доход. Для этого они иногда ищут финансовую поддержку и, следовательно, инвестиции или партнера, который может помочь им вырасти в финансовом плане. Ранее такая тенденция возникла в секторе семеноводства.
Консалтинговая компания Oaklins отслеживает данные на международном рынке садоводства, поскольку предприятие располагает 70 офисами, расположенными в 45 странах. По мнению экспертов, развитие рынка технологий, в частности, ставит вопрос о том, будут ли производители также следовать примеру в области слияний, поглощений и привлечения инвесторов и инвестиций. Ожидается, что события станут развиваться именно по этому пути.
По словам Фрэнка де Хека, производители, которые хотят расти в экономическом плане, могут расширить бизнес, приобретать теплицы у конкурентов, то есть посевные площади, либо поглощать бизнес полностью. Решение придется принимать, исходя из двух факторов: насколько быстро поглощение принесет прибыль и как этот шаг согласуется с бизнес-стратегией.
Пока владельцы теплиц в Нидерландах, Бельгии колеблются при передаче доли бизнеса инвесторам. Причина - они часто представляют компании, которые сильно зависят от менеджмента предприятия.
Вышеупомянутые изменения на рынке означают, что с каждым новым приобретением компании вновь задаются вопросом о том, что они могут сделать сами. Это не всегда должно быть поглощением, слиянием или привлечением инвестиций. Однако в ожидании того, что произойдет, нет ничего плохого в том, чтобы система управления компанией росла вместе с рынком.
«Любые преобразования делают компанию сильнее, - говорит Феликс Сноук Хенкеманс. - «Но это не является нарушением сделки для инвесторов, если компания все еще зависит от одного акционера. Вы видите, что должны быть заключены хорошие соглашения, чтобы гарантировать непрерывность в первые годы после финансовых вложений».
Иностранное влияние
Помимо вышеупомянутой озабоченности по поводу потери контроля, в секторе также существуют опасения по поводу растущего влияния крупных финансовых структур. Смогут ли они прибрать к рукам сектор?
Эксперты считают, что ситуация не будет развиваться по данному сценарию. «Многие голландские компании, которые идут на этот шаг, по - прежнему предпочитают использовать инвестиционные компании со штаб-квартирой в Нидерландах. Конечно, мы наблюдаем, что многие международные корпорации проявляют активность. Подумайте о технических знаниях из таких секторов, как автомобильная промышленность. Поэтому иностранные инвесторы не обязательно являются «плохими» для голландского садоводства. Хотя в настоящее время все еще часто бывает так, что многие голландские компании еще не столь велики по размеру, и поэтому с ними легко работать именно местным инвесторам», - говорит Феликс Сноук Хенкеманс.
Российский тепличный бизнес в тренде
Именно в этом секторе аграрного бизнеса быстрее растет прибыль, а в производство охотнее всего вкладываются деньги.
Общий объем производства овощей и зелени в теплицах России вырос с начала 2021 года на 8% (приведены данные за первое полугодие текущего года). Увеличение производства удалось достигнуть за счет увеличения поставок томатов.
Топ-10 регионов –лидеров отрасли выглядит следующим образом: Липецкая, Московская, Волгоградская, Калужская, Новосибирская области, Краснодарский и Ставропольский края, республики Карачаево-Черкессия, Татарстан и Башкортостан. На территории перечисленных субъектов федерации расположены теплицы крупнейших компаний - «Эко-Культура», «Рост» «Горкунов» и ряд других.
По прогнозам Минсельхоза страны, по результатам 2021 года урожай овощей и зелени в зимних теплицах превысит 1,4 млн тонн, то есть рост составит 56%. В 2020-м было собрано 898,4 тыс. тонн, на 19,5% больше, чем в 2019 году.
Вместе с производством увеличиваются и инвестиции в данном сегменте агробизнеса.
В рейтинге крупнейших инвесторов в сельхозпроизводстве, по данным агентства Infoline, вошли два производителя тепличных овощей - холдинг «ЭКО-культура» и ГК «Рост». Компании намерены инвестировать 150 млрд рублей.
В частности, «ЭКО-культура» планирует вложить средства в тепличные комплексы в Ставропольском крае, Московской и Воронежской областях, Дагестане, а также запуск производства ягодных культур в Кабардино-Балкарии. К 2023 году площади теплиц агрохолдинга должны составить 660 гектаров, а общий объем производства достигнуть не менее 400 тысяч тонн.
В ГК «Рост» Сергея Рукина планируют направить порядка 30 млрд рублей на развитие тепличных комплексов в Тюменской и Тамбовской областях. И это планы только на ближайшие несколько лет.