В Госдуме предложили определить новые условия для подсчёта стоимости сельхозземель, изымаемых у недобросовестных пользователей, по которой они будут реализованы на публичных торгах. Соответствующий законопроект опубликован на сайте думской системы обеспечения законодательной деятельности (СОЗД).
В частности, стартовую цену подобных участков, по мнению авторов инициативы, следует определять по их кадастровой стоимости на дату выявления нарушений, которые стали основанием для изъятия. В документе напоминается, что сейчас начальной ценой надела на торгах являются его рыночная или кадастровая стоимость, если результаты кадастровой оценки утверждены не ранее, чем за пять лет до даты принятия решения о проведении его продаж. Разработчики законопроекта отметили, что его реализация не должна повлечь за собой расходов из тех или иных бюджетов Российской Федерации. При этом способ определения начальной стоимости земель указывается в решении суда об их изъятии.
Авторы инициативы озвучили недостатки действующего механизма по расчёту цен на сельхозугодья, который может повлечь за собой различные нарушения. В частности, рыночная стоимость такого участка сейчас может определяться по инициативе любого лица, в том числе того, у которого он изымается из-за нецелевого использования или нарушений российского законодательства. Также вариативность при определении начальной цены земель, прописанная в Федеральном законе № 101-ФЗ позволяет устанавливать в суде начальную цену на основании завышенной рыночной оценки стоимости земельного участка, представленной подобным недобросовестным собственником. При этом рыночная стоимость, которая была определена по результатам проведения оценки, существенно выше кадастровой, что делает затруднительным его приобретение на публичных торгах. Более того, недобросовестный собственник подобных наделов по действующему законодательству даже может оспорить кадастровую стоимость и установить её в размере рыночной уже после даты выявления нарушений, которые послужили основанием для изъятия. Такое право у него прописано в Федеральном законе № 2Э7-ФЗ. При этом реализация изымаемого земельного участка из сельхозземель по рыночной стоимости может повлечь дополнительную нагрузку на региональные и местные бюджеты, отметили авторы документа. Они пояснили, что, согласно пункту 13 статьи 6 Федерального закона № 101-ФЗ предусмотрено право местных и обязанность государственных властей приобрести такой участок в случае признания публичных торгов и торгов в форме публичного предложения несостоявшимися.
Новый законопроект в Госдуму внесли два сенатора (первый зампред Совфеда Андрей Яцкин и председатель Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных), а также три депутата (председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин, представитель комитета Николай Васильев и первый зампред комитета по физкультуре и спорту Борис Иванюженко). Новые поправки должны быть внесены в закон об обороте сельхозземель. Они нужны для повышения рационального использования таких земельных участков и обеспечения продовольственной безопасности. Эти вопросы актуальны на фоне серьёзного сокращения площадей этих земель с 1990 по 2022 годы – на 41 процент до 379,1 миллиона гектаров, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Справка ROSNG