Цены производителей на бензин в России по состоянию на прошлый месяц увеличились на 9,1, а дизельное топливо (ДТ) – 15,9 процента от августа. Такие данные приводят в Росстате.
В частности, на 11 с лишним процентом увеличилась стоимость марок бензина от АИ-81 до АИ-92 и с 96 по 98-ой, а на 7,5 – с 93-го по 95-ый. В течение года также регулярно отмечалось подорожание этого горючего, которое было цикличным. Самым сильным оно оказалось в марте – на 35,6%, что могло быть связано с дефицитом после зимы, когда топливо активнее всего использовалось. Наименьшим же оно было ещё в соседнем феврале – 3,6 процента. В апреле стоимость товара подросла на 9,7, мае – 18,7, а за летние месяцы – 13,3, 7,7 и 5,8% соответственно. Такой цикл может объясняться тем, что ситуация то улучшается на фоне принятых властями мер, то ухудшается из-за их негативных экономических последствий. В январе же эта продукция даже дешевела на 7,6 процента. В целом за девять месяцев стоимость увеличилась в 2,4 раза.
На ДТ цены производителей росли и до сентября, например, на 15,6 в августе. В целом же за январь-сентябрь они выросли всего лишь на 24,5, что может быть связано с успешной реализацией мер по их сдерживанию в последние месяцы. На нефть показатель за первый осенний месяц вырос на 19,8, но в сравнении с состоянием на конец прошлого года рост составил более 88 процентов. Тарифы на перекачку этой продукции трубопроводным транспортом увеличились на 0,8 и 13,65 соответственно. Потребительские цены на дизтопливо увеличились в сентябре на 6,2 процента. На автомобильный бензин в среднем они превышали цены производителей в 1,7 раза, однако это чуть меньше того же месяца прошлого года, когда соотношение составляло 2,7. Относительно августа этот показатель увеличился на 2,1 процента, а за все девять месяцев – на 9,7%.
В Минсельхозе утверждают, что российские сельхозпроизводители в полной мере обеспечены топливом, а цены на него постепенно снижаются. Как сообщает «Интерфакс», об этом на недавнем совещании с президентом Владимиром Путиным заявил глава министерства Дмитрий Патрушев. Проблема с бензином и дизельным топливом в стране начала наблюдаться ещё с начала лета, когда эта продукция в несколько раз подорожала до рекордного уровня. А в августе и вовсе стали наблюдаться перебои с его поставками. На сложную ситуацию, в частности, пожаловались сельхозпроизводители из пяти крупных южных аграрных регионов – Астраханской и Волгоградской областей, а также Калмыкии, Кубани и Крыма. Затем дефицит горючего стал наблюдаться в других южных регионах, а также Новосибирской, Рязанской и Саратовской областях. 22 августа в министерстве энергетики это проблему объяснили сложностями с доставками продукции на юг из-за туристического сезона. Однако против этого говорит то, что в сентябре, когда этот сезон завершился, ситуация не изменилась, а проблемы стали наблюдаться и за пределами юга. Тогда в начале прошлого месяца Правительство вместе с этим министерством и другими ответственными ведомствами, а также с РЖД занялись урегулированием ситуации. Они приняли ряд мер против создания искусственного дефицита, связанного с умышленным закрытием автозаправок, а также «серого» экспорта (перепродажи продукции на другие рынки по более высоким ценам чем она закупалась). В частности, они увеличили нормативы поставок автомобильного бензина и дизельного топлива на биржу, договорились с нефтяными компаниями по поводу поставок топлива для аграриев и наладили ежедневный мониторинг этого процесса, а также ввели ограничения на экспорт нефтепродуктов. Вскоре после этого были предприняты и дополнительные меры. 21 сентября власти ввели временное ограничение на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива, а 6 октября утвердили долгосрочные меры для стабилизации топливного рынка страны. В частности, было принято решение вернуть коэффициент для определения топливного демпфера (компенсаций нефтяникам с 0,5 до 1). Было поддержано предложение Минсельхоза остановить экспорт нефтепродуктов. Исключение сделали для поставок дизтоплива по трубопроводам в морские порты для производителей, которые поставляют на внутренний рынок не менее половины этой продукции. Кроме того, производителей убедили увеличить продажу горючего на биржевых торгах. Доля продаж бензина пятого класса выросла с 13 до 15, а дизельного топлива – с 9,5 до 12,5 процентов соответственно. Для компаний, которые не являются производителями топлива, экспортная пошлина на нефтепродукты была также повышена с 20 до 50 тысяч рублей за тонну. В российской антимонопольной службе отметили, что такая мера позволит стабилизировать цены на топливо в стране и сформировать дополнительные объёмы необходимого горючего для фермеров и других потребителей. Самому регулятору было поручено отслеживать стоимость горючего во всех сегментах продаж. Позже было установлено, что причиной нехватки топлива стало создание его искусственного дефицита. Это же и могло стать причиной повышения цен. В Минэнерго пообещали выявить и пресечь все подобные незаконные действия.