Проблема с кадрами в сельском хозяйстве была одной из тем, которую обсуждали сенатор РФ, член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, эксперт Агентства стратегических инициатив (АСИ) Ольга Епифанова и главный редактор Национального аграрного агентства Инара Халмеева на недавней встрече в Совете Федерации. Для нашего СМИ, которое в этом году запустило проект «КАМПУС», положение дел с обеспеченностью отрасли специалистами вызывает особый интерес. Мы попросили Ольгу Николаевну рассказать об основных векторах развития агрообразования в нашей стране, сложностях и возможных способах их решения.
- Сейчас сформировалось огромное количество идей и предложений о том, как привлечь абитуриентов в аграрные ссузы и вузы. Как можно стимулировать интерес к аграрным профессиям среди молодежи, учитывая существующую конкуренцию со стороны других, более престижных сфер? К примеру, если взять IT-отрасль, то информатизация – неразрывная часть нашей жизни. А как быть в случае с аграрной отраслью, которая от городского жителя становится всё дальше?
«Национальные цели развития, которые мы сформулировали, и те национальные проекты, ... как инструменты достижения этих целей, не смогут быть реализованы без кадрового обеспечения». (Президент РФ В.В. Путин).
Урбанизации вопреки
У российского АПК есть две главные проблемы – нехватка специалистов и нежелание молодежи оставаться жить и работать в селе. Основной причиной этого, как правило, называют урбанизацию, которая в России довольно высока: на 1 января 2024 года её уровень составил порядка 75%. Впрочем, по данным исследований, доля сельского населения в общем объёме жителей нашей страны пока остается стабильной и составляет порядка 25%.
Можно ли переломить тенденцию к урбанизации, учитывая, что сегодня она является общемировой? В краткосрочной перспективе вряд ли. Россия всегда была страной с высокой долей сельского населения, однако она снижается уже с середины 70-х годов ХХ века. По оценке некоторых экспертов, через 20-30 лет эти показатели составят 15% постоянных жителей сельских территорий. Верно ли это – покажет время.
Но даже в столь непростых условиях есть и другая тенденция: обратно к земле. Пусть пока она не носит массовый характер, но она есть. Причем это не вынужденный переезд, как во времена пандемии, а вполне устойчивый процесс, который, на мой взгляд, несет хороший, глубокий эффект для развития российского села. Одной из причин этого аналитики называют сельскую ипотеку. Рост доли сельского населения по итогам прошлого года зафиксирован в 29 регионах страны.
Топ-10 выглядит так: Московская, Астраханская, Липецкая области, Чукотский АО, Карачаево-Черкесская республика, Тульская, Калининградская, Томская, Иркутская, Калужская области. По прогнозам экспертов, деурбанизация затронет 80% регионов уже к 2030 году, и её характерной тенденцией станет объедение поселений в сельские агломерации. Замечу, что Минсельхоз России взял направление на развитие именно опорных населенных пунктов в сельской местности.
Цифровые технологии на селе – не роскошь
Современное сельское хозяйство прекрасно совместимо с роботами и беспилотниками. Цифровые технологии идут на смену трактору, как когда-то, сто лет назад, трактор пришёл на смену крестьянской лошадке. Этот процесс неизбежен и необратим.
Информатизация сельского хозяйства актуальна в любом регионе нашей страны. К примеру, в нашей Республике Коми роботизированные фермы давно уже в порядке вещей. Что такое роботизация ферм? Это принцип конвейера, в котором все действия и процессы определяет компьютер. Выглядит это так: у каждой коровы есть свой ошейник с чипом. По нему робот и различает коров. Когда буренка подходит к доильному аппарату, робот проводит санитарную обработку вымени, потом подключается к нему и производит доение. Чтобы корова сама подходила к доильному аппарату, ей дают порцию комбикорма, которую определяет и выдает через кормостанцию всё тот же робот-компьютер. Между дойками коровы без привязи гуляют по ферме. Всем процессом управляет оператор, и, если корова долго не подходит на доение, то он подводит её к аппарату. Оператор также следит за уборкой и заполнением кормостанции – эти действия тоже выполняют роботы.
Роботы умеют пахать и культивировать землю, сеять, пропалывать, собирать урожай, мониторить состояние почвы, всхожесть, погоду, и так далее. Цифровые технологии имеют огромное значение для села. Решаются не только государственные задачи продовольственной безопасности страны - решаются и вопросы местного уровня: для сельчан создаются комфортные условия труда, жизнь на селе становится современнее, интереснее. Это самый необходимый фактор, чтобы люди оставались жить в сельской местности.
Аграрное образование будет трансформироваться
Для увеличения численности работников в агропромышленном комплексе Минсельхоз России планирует провести масштабную трансформацию аграрной образовательной системы. По целевому сценарию, к 2030 году численность занятых в АПК планируется нарастить до 6,2 миллиона человек. Поэтому, по мнению ведомства, необходима приоритизация аграрного образования, то есть, в отраслевых вузах бюджетные места должны формироваться и заполняться исключительно по профильным направлениям подготовки. Именно студенты, обучающиеся по целевым договорам, будут максимально мотивированы после обучения работать в агросекторе и сформируют крепкий костяк будущих аграриев.
Но это дело будущего. А сегодня даже инновационный подход к сельскому хозяйству не особо привлекает молодежь: немногие аграрные ссузы и вузы России могут похвастать очередью из абитуриентов. Да и после получения диплома не все молодые специалисты едут работать в село. Даже если им предлагают жилье, хорошую зарплату, и в селе есть ДК. Почему? Да потому что непрестижно. Плюс на селе недостаточно развита инфраструктура.
Ольга Епифанова: "Немногие аграрные ссузы и вузы России могут похвастать очередью из абитуриентов". / Фото Национального аграрного агентства.
Авторитет сельской жизни необходимо поднимать, и это дело государственной важности. Сделать это можно, во-первых, экономическим путём: развитие инфраструктуры на селе плюс новые решения на уровне федерального правительства, например, государственные программы по сельским специалистам с дипломом, аналогичные программе «Земский доктор». Во-вторых – необходимо создавать позитивный образ сельского труженика, рассказывать об инновациях, о том, что современный сельский труд — это не соха и лопата, а высокотехнологичное оборудование, о том, что современному селу нужны высококлассные ИТ-специалисты. А самое главное - процесс подготовки новых сотрудников для АПК должен начинаться со школьной скамьи. Сегодня по всей стране открываются хорошо оборудованные агроклассы, и это замечательно. Однако, на мой взгляд, если мы говорим о кадрах для сельского хозяйства, то готовить их лучше не с 9-11 классы, а с начальной школы.
Агрошколе нужен статус
Отмечу, что в советские времена практика агрошкол была довольно успешной. Например, агрошкола-интернат под руководством Александра Католикова в Республике Коми «гремела» на всю страну. Начиная с 70-х годов директора школ и детских домов со всего Союза приезжали сюда, чтобы побывать в учебно-опытном хозяйстве интерната.
Сегодня в России, по данным Ассоциации содействия развитию школ-хозяйств и агрошкол, есть порядка 330 агрошкол. Этого мало. Чтобы развивать это направление в образовании и профориентации, необходимо внести изменения в закон об образовании, поскольку официального статуса «агрошкола» на федеральном уровне такие общеобразовательные заведения сегодня не имеют. Статус необходим для того, чтобы разработать соответствующие программы, закупить нужное оснащение, получить достаточное финансирование.