Российское Правительство отменило временное ограничение на экспорт бензина для отечественных производителей топлива до 30 июня текущего года. Об этом сообщили в пресс-службе кабинета министров.
Там это решение объяснили несколькими причинами. Прежде всего, внутренний рынок полностью насыщен автомобильным топливом. Также нельзя допустить снижения переработки горючего отдельными нефтепереработчиками из-за таких крупных объёмов. При этом необходимо также освободить порты от скопившихся объёмов продукции, которая должна была экспортироваться, но этого не произошло из-за введения ограничений. Ещё один важный момент в том, что на российское топливо наблюдается повышенный спрос со стороны сельхозпроизводителей в связи с наступлением весенних полевых работ и других потребителей из-за вынужденного ремонта после повреждения инфраструктуры украинскими дронами. Предложение о временной отмене запрета на одном из прошедших на минувшей неделе совещаний по развитию топливного рынка озвучивал вице-премьер Александр Новак. Также он заявлял, что даже прошедшие в этом месяце атаки украинских дронов на несколько крупных нефтеперерабатывающих заводов (далее также НПЗ) не приведут к дефициту продукции и снижению её качества.
Серьёзный профицит горючего на российском рынке на прошлой неделе уже подтверждали и в министерстве энергетики (далее также Минэнерго). По его данным, запасы автомобильного бензина основных марок и дизельного топлива на НПЗ и нефтебазах составляют около 2,1 и четырёх миллионов тонн соответственно. Там считают, что пока это позволяет в достаточной степени обеспечить потребности внутреннего рынка. Кроме того, в Минэнерго отметили, что Правительство регулярно мониторит отечественный топливный рынок, и это относится к одной из приоритетных задач. В связи с этим в министерстве не исключили, что кабинет министров может продлить действие запрета. Пока что принято решение вернуть ограничения на экспорт с 1 июля и продлить их до 31 августа, а дальнейшие действия принимать по факту, исходя из сложившейся ситуации.
Напомним, что до этого запрет на экспорт бензина, как и дизельного топлива, вводился 21 сентября прошлого года. Это была одна из мер, которая должна была стабилизировать предложение топлива на внутреннем рынке, а также снизить ставшие рекордными биржевые и розничные цены на горючее. Такие проблемы наблюдались в стране с прошлого лета, в сентябре ситуация не изменилась. В то же время, для производителей этого горючего, которые поставляют прямым российским потребителям не менее половины своих объёмов, были разрешены поставки дизтоплива по трубопроводам в морские порты. 17 ноября был временно снят запрет на экспорт бензина, а 22-го – летнего дизельного топлива. Эта мера была связана с опасениями по поводу снижения переработки нефти, что могло привести к переизбытку топлива. С 1 марта этого года экспорт вновь был запрещён, но с 22 марта был разрешён вывоз дизеля. На зимнее же дизельное топливо запрет всё это время сохранялся из-за острой потребности сельхозпроизводителей в нём для проведения сезонных полевых работ уже в текущем году. По последней из причин президент Владимир Путин поручил производителям горючего обеспечить аграриев нужными объёмами, а нескольким ведомствам – проконтролировать этот вопрос. Также власти приняли ряд других мер для стабилизации топливного рынка. Правительство, а также Минэнерго и все остальные заинтересованные ведомства договорились с нефтяными компаниями о регулярных поставках топлива аграриев и взяли этот вопрос на контроль. Затем власти увеличили нормативы поставок автомобильного бензина пятого класса и дизельного топлива на биржу с ранних 13 и 9,5 до 15 и 12,5 процентов соответственно. Также было принято и решение вернуть коэффициент для определения топливного демпфера (компенсаций нефтяникам с 0,5 до 1). Это акциз, который возвращается производителям этой продукции в виде компенсаций разницы между средней экспортной ценой на нефть и стоимостью бензина или дизельного топлива на внутреннем рынке. Такая мера должна была стабилизировать цены на продукцию. А для борьбы с «серым экспортом» для компаний, которые не являются производителями топлива, экспортная пошлина на нефтепродукты была также повышена с 20 до 50 тысяч рублей за тонну. Российской антимонопольной службе было поручено отслеживать стоимость горючего во всех сегментах продаж.