Пандемия коронавируса подстегнула спрос на органические продукты питания. А после карантина люди еще больше потянутся к чистым, здоровым и «экологичным» технологиям, уверены ведущие мировые маркетологи. При этом Россия обладает миллионами гектаров «девственной» земли и крупнейшими запасами пресной воды, и она могла бы занять огромную долю на этом растущем рынке. Как же оседлать новый тренд экономики? Своим компетентным мнением поделился глава проектного офиса Союза органического земледелия, член Совета Национального аграрного агентства Яков Любоведский.
- Как показывают маркетинговые отчеты по всему миру, COVID-19 повысил осведомленность потребителей о взаимосвязи между питанием и здоровьем. Люди действительно стали покупать больше органических и полезных для здоровья продуктов, поскольку стремятся повысить иммунитет, защититься от вируса.
- Интернет-магазины органической еды сообщают о самом высоком росте продаж в своей истории. В Великобритании Abel&Cole и Riverford отчитались о росте спроса на четверть. Индийский онлайн-ретейлер Nourish Organic в марте-апреле продемонстрировал рост продаж на 30%. Во Франции некоторые магазины экологически чистых продуктов сообщают об увеличении продаж более чем на 40%. Whole Foods Market, крупнейший в мире ретейлер натуральных продуктов, вообще ограничил число онлайн-продаж из-за беспрецедентного спроса.
Оффлайн-магазины органической и здоровой пищи тоже не закрылись во многих странах. Они привлекают новых покупателей, при этом постоянные клиенты стали тратить больше. Так что тренд очевиден. В России рынок не так сильно развит и нет точных данных, но информация от членов нашего Союза подтверждает рост спроса.
В США и странах Евросоюза наибольший рост спроса на органическую продукцию в условиях пандемии также вызван тем, что органическая продукция – это, как правило, гарантированно локальные продукты, а не завезенные непонятно откуда, кем и как.
Органик-продукция - это всегда открытая и прозрачная история производства. Органичная система производства поддерживает локальные экономики. Сертификат "органик" гарантирует, что все технологические процессы создания данного продукта прошли аудит на соответствие "органичным ценностям": здоровье, экология, справедливость, забота.
- Россия как крупный игрок на мировом рынке экопродукции – это реально?
- Безусловно. Китай за последние годы стал одним из мировых лидеров, и мы сможем, это вопрос политической воли. Китай выигрывает на глобальном рынке органик-продукции, развивая независимую политику в данном вопросе. И для нас главное - руководствоваться интересами отечественных производителей, нет смысла подстраиваться под изменчивый мир и глобальную экономику, которую регулярно сотрясают кризисы. Сейчас в России начали бесплатно сертифицировать производителей органической продукции по ГОСТу.
А с 20 апреля и до конца года Роскачество по рекомендации Минсельхоза России сделало бесплатную сертификацию органической продукции для субъектов малого и среднего предпринимательства. К тому же в следующем году, скорее всего, это отменят, так что сейчас хорошая возможность бесплатно провести аудит на соответствие органическому производству. Всё равно у нас уже появились субсидии на сертификацию, которые можно получить в Центрах инжиниринга и поддержки предпринимательства и экспорта в регионах (субсидирование до 90 процентов затрат, которое позволяло получить как российскую, так международную органик-сертификацию).
Так что входить в систему органического производства можно, не опасаясь обременительной стоимости сертификации. Наращивать сертифицированное производство - это только первые шаги, но для мировой экспансии их явно недостаточно. Самое главное сейчас - это консолидация органического сообщества земледельцев и органического сообщества в городах. Теперь технически это стало возможно, лет 10 или даже 5 назад это просто нельзя было организовать технически. Сегодня различные агрегаторы и маркетплейсы упрощают это взаимодействие. Есть масса инструментов для электронной коммерции на аутсорсинге (доставка, платежи и т. п.), что должно активнее развивать связь между городским и сельским сообществом сторонников принципов органичного развития, ценителей органической, натуральной продукции.
Развитая система гарантии качества только будет способствовать росту этого органического сообщества и его консолидации.
Когда сертификация была только платной, желающих пройти ее было немного. Во-первых, большинство работает на локальных рынках и им хватает сарафанного радио и рекламы в интернете, чтобы обеспечивать нормальный спрос. Сертификат не давал им больших преимуществ, притом что средние расходы на сертификацию составляют около 150 тысяч рублей, это существенные деньги для многих частных хозяйств. Кроме того, сертификация обычно обязывает производителя менять производственные процессы, доводя их до общепринятых стандартов. Казалось бы, дополнительная трата времени и денег без очевидных преимуществ. Создание торговых электронных площадок исключительно для органической продукции даст стимул малому и среднему бизнесу идти на модернизацию, вкладываться в сертификацию, которая, повторюсь, на самом деле доступна благодаря различным мероприятиям по поддержке МСП в России.
Органик-продукцией считается только прошедшая подтверждение, имеющая сертификат. Производитель может разделять ценности органичного производства и строго соблюдать принципы, но без сертификата это будет просто классный экопродукт. Органическое земледелие основано на системном подходе, на стандартах, которые могут быть проверены и признаны на международном уровне. Это ключевое отличие статуса органик от разного рода деревенских, фермерских и натуральных и т. п. продуктов, которые вообще не имеют даже юридического статуса.
Знак "органик" все же захотят многие, потому что сертификация - очень выгодная вещь с точки зрения долгосрочной перспективы. Ещё важно понимать: чем больше органичных хозяйств получит такой знак, тем больше его больше будут узнавать, тем сильнее вырастет его ценность. Американцы это поняли двадцать лет назад, и федеральное правительство запустило NOP USDA (Национальную органическую программу США), периодически направляя деньги на сертификацию в NOP USDA. В итоге сейчас их знак organic обладает большой коммерческой ценностью, имеет огромный вес на международном рынке, под ним аккумулируются многомиллиардные торговые капиталы. Это притом что Соединенные Штаты последними из стран «золотого миллиарда» приняли национальные органик-стандарты.
Доля рынка органической продукции только в США примерно 43% от всего международного органического рынка. Да ещё Китай, поставляя много органической продукции в США, также часто сертифицирует продукцию по требованию NOP USDA, получая американский знак. Так устроена экономика нематериальных активов, «экономика знаний»: чем больше продукта, тем выше его ценность. России, конечно же, нужно активно масштабировать свой национальный знак органик.
- Какие органические продукты чаще всего производят у нас в России и за рубежом? Отличаются ли тенденции?
- Преимущество России - это массивные сельхозугодья, нам выгодно производить зерновые, масличные, бобовые культуры. Это очень востребованный экспортный товар с хорошей добавочной стоимостью. В международной торговле востребованы стандартные продукты, которые удобно хранить и транспортировать большим тоннажем: зерновые, масличные, бобовые, сахар и кофе. Это сельхозпродукция, которая становится сырьем для глубокой переработки в более развитых странах. Сложнее экспортировать готовую органическую продукцию, поскольку в регионах, где развит рынок органической продукции, есть собственные производители.
В этом и есть суть органичной, устойчивой экономики. Проблема США и Европы только в том, что у них нет достаточной сырьевой базы для органического рынка, они вынуждены многое импортировать. На локальных рынках (внутри регионов, в определенных городах) продаются обычно свежие органические продукты: овощи, фрукты, молочная и мясная продукция, хлеб, органическая выпечка и сладости. В условиях нехватки органических сельхозугодий в Европе (рынок растет быстрее, чем сельхозпроизводство), там предпочитают на своей земле выращивать высокомаржинальные культуры (овощи, зелень, фрукты и т.п.), а сырье (например, для бакалеи или органическое зерно на корма) - импортировать.
- Очевидно, что спрос в России пока не очень большой, чтобы масштабировать такой бизнес. А покупательная способность в ближайшие годы сильно расти не будет. Что мешает нашим производителям на международном рынке?
Конечно, это протекционизм и защита своих внутренних рынков другими государствами. Все страны пытаются дать максимальное преимущество своим производителям, там сильная поддержка аграрного сектора, а также малого и среднего бизнеса. Нам сложно конкурировать на своем рынке с импортом, тем более проводить экспансию в чужой юрисдикции. Главное здесь не попасть в «сырьевую ловушку».
Посмотрите на Украину: эта страна серьёзно увеличила производство органической продукции и наладила продажи в ЕС. Но европейцы не пускают на свои прилавки продукты глубокой переработки. Практически всё, что экспортирует Украина в сфере органики, - это сырьё для европейских переработчиков. Ячмень для немецких пивоваров, пшеница для итальянских производителей макарон и так далее. Если разобрать цепочку формирования стоимости органической продукции, то увидим, что европейский бизнес стремится контролировать звенья, которые, во-первых, влияют на весь процесс, во-вторых, самые прибыльные. Условно говоря, низкотехнологичную работу стараются скидывать на своих поставщиков, а сами работают в сегменте с высокой добавленной стоимостью. Поэтому нам нужна грамотная, взвешенная стратегия развития внутреннего рынка органического производства, поддержка сертификации и МСП в данном секторе экономики, только тогда сектор органического производства будет развивать нашу экономику, создавать новые рабочие места, дополнительно пополнять местные и региональные бюджеты и не станет сырьевым придатком.
- Вы понимаете сегодня, какой должна быть наша модель, наша стратегия?
- Говоря о моделях развития, можно выделить условно европейскую (кооперация, профессиональные сообщества) и китайскую модель роста (региональные консорциумы, административный ресурс). Нам в России нужен некий симбиоз – развитие в регионах центров компетенций (обучение, сертификация) и развитие местных сбытовых сообществ. Проще всего продемонстрировать такую систему организации экономики органического сельского хозяйства на примере Швейцарии. Ее площадь – всего 41,3 тысячи квадратных километров, меньше Московской области. Сельское хозяйство имеет ярко выраженную животноводческую направленность с преобладанием мелких хозяйств. Сельское хозяйство обеспечивает производство продуктов питания на 55 - 60%, остальное сырье импортируют, и не менее 90% продуктов питания в Швейцарии собственного производства.
Импортируется только то, что нельзя произвести внутри страны (экзотические фрукты, морепродукты и т. п.). Bio Suisse, ведущая организация в Швейцарии, совместно с крупнейшей розничной сетью Швейцарии MIRGOS создали торговую марку Migros-Bio. Их продукция как минимум на 90% делается из сырья со швейцарских ферм. Импортная продукция не получит этот знак, хоть она трижды будет экобиоорганик. Даже если экопродукт сделан в Швейцарии, но не из сельхозпродукции с местных ферм, он не попадет на полку к Migros-Bio. Это пример, как можно, развивая локальную экономику, защищать свои внутренние рынки, поддерживать добросовестных производителей. Собственно, это то, к чему и нам нужно стремиться. Экспорт – это здорово, но мы считаем, что внутренний рынок также очень важен.
К сожалению, так сложилось исторически, но в России не развита товаропроводящая инфраструктура для органической продукции. Торговым сетям в России при всем желании поставить качественный органик-продукт к себе на полку проблематично. Но есть и хороший тренд с развитием электронной коммерции. Сегодня намного легче становится покупать органическую продукцию по доступным ценам. Карантин и самоизоляция этой весной нам показали, что дистанционная торговля - это удобно и просто. Для покупателя органической продукции нет технической проблемы сейчас заказать органичное: дикие ягоды из сибирской тайги, ароматные травяные чаи из Алтая, любые другие свежие продукты с любимой экофермы. Через агрегатор либо маркетплейс их можно заказать напрямую от производителя. Это дешевле и, считаю, справедливее, так как основная стоимость органической продукции в торговых сетях, к сожалению, - торговые наценки, а не «премия» производителю. Лучшая бизнес-модель в условиях карантинных мер - это покупать напрямую у малого и среднего бизнеса, заказывать органическую продукцию непосредственно у производителя, у его торговых представителей.
- Насколько хорошо информированы россияне об имеющихся у нас производителях?
- К сожалению, пока слабо. Государство не вкладывается в информирование общества, видимо, оно само еще не до конца понимает, что есть что. А у бизнеса пока нет финансовых возможностей заниматься социальной рекламой, массовым просвещением населения. Если вы посмотрите на топ стран по потреблению экопродуктов, то это будут очень богатые страны с самым высоким душевым доходом в мире.
Сейчас Проектный офис «Союза органического земледелия» как раз занят организацией такой работы с регионами, квалифицированной оценкой и формированием баз знаний. Здорово, если СМИ подключатся к этой работе и будут больше рассказывать о продукции, которая улучшает качество жизни.
Органичное производство - это не просто бизнес, это, в первую очередь, этические предпочтения. Развивая именно органическое земледелие, далее по цепочке стоимости органического продукта образуется мультипликативный эффект 1 к 10. На одно новое рабочее место в сельском хозяйстве приходится 10 новых рабочих мест в следующих звеньях производства, логистики, продажах. Это целая органичная экономика, основанная на высокой морали и этике. Каждая покупка органичной продукции имеет значение: это наш выбор, наше проявление воли. Даже небольшие покупки продуктов органик меняют наш мир к лучшему. То, что выращивается на принципах органического земледелия, рождается с особой энергией. Безусловно, органичные продукты - лучшее, что нам может дать природа. Это и ароматные овощи и фрукты, особый вкус хлеба, настоящая и полезная молочная продукция, но самое важное, что органическое производство поддерживает сельские домохозяйства, обеспечивает достойную занятость в сельской местности, делает локальную экономику устойчивее. Выбирая местные продукты органик, мы шаг за шагом развиваем органичное сообщество, выбираем ценности, которые несут энергию органичного образа жизни. Каждый новый участник органичного сообщества, производитель или покупатель, - это основа развития органического движения в России, поэтому огромное спасибо за ваш интерес к органическому сельскому хозяйству.
Россия станет мировым лидером органического рынка, ведущим производителем в системе органического производства, когда большая часть населения выберет органичное. Мы проанализировали, что будет ключевыми показателями, - это более 3000 сертифицированных сельхозпроизводителей. Так как в России преобладает крупноконтурное земледелие, неудивительно, что в мультипликативном эффекте это даст свыше миллиона новых рабочих мест. Это создаст базу для экспансии на мировом рынке и роста экспорта органической продукции на 15 миллиардов долларов в течение 10 лет. Внутренний рынок продукции органик при этом превысит триллион рублей. Это реальные цифры, которые достижимы в среднесрочной перспективе, и никто нам не сможет помешать это сделать. Кроме самих себя, конечно.
-
Органическое земледелие - специализированный новостной канал в WhatsApp. Присоединяйтесь!