Еврокомиссия дала Турции и Германии полгода на то, чтобы страны могли прийти к компромиссу по вопросу рецепта популярного фастфуда, донер-кебаба, и того, чьё это национальное блюдо. Об этом пишет The Economist.
Официально считается, что донер относится к турецкой национальной кухне. В европейскую страну он был привезён турецкими гастарбайтерами в 1970-ых годах. Донер-кебаб считается ближайшим родственником шаурмы – хлебной лепёшки с мясным филе и овощами. Однако мигранты усовершенствовали свою рецептуру. У самих турков этот фастфуд подают в лаваше как шаурму или на подложке из риса, и добавляют в состав картофель фри, помидоры и острый перец. Некоторые кулинары также используют плавленый сыр. При этом готовится такой кекаб на вертикальном вертеле. Европейская же его разновидность подаётся в пите, содержит в составе капустой или салат и поливается несколькими видами соусов. Турецкое блюдо пришлось немцам по вкусу, став не менее популярным чем традиционные свиная рулька, колбаски или другие национальные «визитные карточки».
Однако два года назад обе страны стали спорить, кому на самом деле принадлежат исконный рецепт и технологии производства донера. Тогда Турция обратилась в Европейский союз с просьбой о том, чтобы кебаб был защищён как «гарантированное традиционное блюдо» (TSG). Страна не входит в состав ЕС, но подать заявку по схеме, принятой в странах блока, имеет право. В случае, если Брюссель одобрит эту заявку, то настоящим донером должно быть признано блюдо, которое приготовлено только в соответствие с турецкими требованиями. Например, в составе разрешено использовать баранину, говядину и курицу, но нельзя телятину и индейку. Кроме того, у этого блюда должен быть особый способ маринования и нарезки. Германия выдвинула возражение против такого предложения Турции. 19 сентября Еврокомиссия потребовала у сторон разрешить конфликт самостоятельно в течение шести месяцев, разобравшись с тем, какой из рецептов настоящий.
Итог этого спора может серьёзно отразиться на судьбе продаж донера турецкими торговцами. По данным, которые приводит Economist, объём продаж этого фастфда по всей Европе составляет около 3,5 миллиардов евро (или около 3,9 миллиарда долларов) в год, в том числе 2,3 миллиарда евро – в Германии. Именно такие потери понесут продавцы кебаба в случае, если спор выиграют немцы. В случае же, если Турция докажет подлинность своего рецепта, это отразится на маркетинге. Дело в том, что в таком случае блюдо придётся продавать в Германии и прочих европейских странах под другим названием.