С 1 по 10 марта текущего года Россия снизила экспорт пшеницы в 3,7 раза от того же периода прошлого календарного года – с 1 миллиона 688 тысяч до 457 тысяч тонн. Об этом сообщает «Финмаркет» со ссылкой на данные Российского зернового союза (РЗС).
На данный момент это единственная культура, которую Россия поставляет из основных зерновых. На неё с 15 февраля действует квота в 10,6 миллиона тонн. За указанный период Россия лишилась большей части рынка сбыта. Так, по словам директора аналитического департамента союза Елены Тюриной, культура ввозилась только в 13 стран, что в два раза меньше, чем год назад. Крупнейшим импортёром стал Судан с 67 тысячами тонн. Однако год назад поставок в эту страну не было. Два других основных покупателя заметно снизили импорт. Бангладеш уменьшил его объёмы более чем втрое – со 161 тысячи до 53,7 тысячи тонн. Ещё сильнее их сократил Египет – почти в 8 раз, с 386 тысяч до 50 тысяч тонн. В Саудовскую Аравию было отгружено 140 тысяч тонн.
В список других покупателей вошли Марокко (35 тысяч тонн), Нигерия (33 тысячи), Тунис (11,5 тысячи), Ливан (31,5 тысячи) и Турция (15 тысяч). При этом две последние страны увеличили импорт в 11 и снизили в 10 раз соответственно. «Очевидно, что целевыми рынками остаются страны Африки, по другим направлениям отгрузки или падают, или их вовсе нет», - отметила Тюрина. Год назад крупнейшим покупателем был Алжир с 286 тысячами тонн. Проблемы с отгрузками Тюрина объяснила тем, что в начале месяца цена на российскую пшеницу была на 10-12 долларов выше чем на европейскую. Однако сейчас цены сравнялись и составили 245 долларов за тонну.
Ситуация с инфраструктурой и числом экспортёров пшеницы продолжает оставаться негативной. По словам Тюриной, в первой декаде марта культуру отгружали 9 компаний и 10 портов, в то время как годом ранее – 44 и 17 соответственно. Из портов традиционно лидером по отгрузкам стал Новороссийск, хотя поставки оттуда снизились в пять раз – с 766 тысяч до 151 тысячи тонн. В остальных направлениях тоже наблюдалось снижение. В частности, в 6 раз меньше стали отгрузки через Ростов-на-Дону (более чем в 6 раз, до 42 тысяч тонн), Тамань (в 4,2 раза до 60,7 тысячи) и рейдовая перевалка (в 2,4 раза до 107 тысяч тонн). Выросла только перевалка через порты Высоцка (Ленинградская область) и Калининграда, но конкретные данные не приводятся.
Справка ROSNG