Национальное аграрное агентство в конце прошлого года запустило новый проект «Кампус». В его рамках мы уже сотрудничаем с аграрными вузами страны в формате викторины, которая проходит каждую субботу в нашем Telegram-канале. Однако площадка «Кампуса» задумана как площадка для масштабного взаимодействия с учебными заведениями, которые готовят специалистов сельского хозяйства. Речь идёт о публикациях их научных открытий и разработках, интервью с представителями вузов и студенческого сообщества, а также многом другом.
Этот выпуск посвящён интересному направлению подготовки, которое реализует Донской государственный технический университет – «Агроинженерия». Напомним, что вуз по данному направлению участвует во Всероссийской олимпиаде студентов «Я – профессионал». Какие задачи решают агроинженеры и насколько востребованы такие специалисты, сегодня нам рассказала руководитель Всероссийской олимпиады студентов «Я – профессионал» Валерия Касамара.
ROSNG: Агропромышленный комплекс активно развивается, но в массовом сознании не ассоциируется с популярным направлением подготовки среди молодежи. Почему при открытии нового направления выбор пал именно на «Агроинженерию»?
Касамара: Агропромышленный комплекс, как и все важнейшие отрасли экономики, испытывает потребность в высококвалифицированных специалистах, способных решать актуальные задачи, внедряя инновационные технологии. Такими специалистами могут стать наши студенты, однако многие из них, обладая большим потенциалом, не имеют достаточно знаний о той профессиональной отрасли, в которой они могут себя проявить и реализовать. У них формируется устаревшее стереотипное представление об агроинженере и его обязанностях: орошение почвы, посев урожая и жатва. Сегодня благодаря активному применению компьютерных технологий, образ специалиста в области агроинженерии эволюционировал: его портрет дополняют такие важные навыки как умение работать с системами дистанционного зондирования, спутникового мониторинга и другими подобными технологиями для картографирования. Поэтому направление «Агроинженерия» позволит начинающим специалистам узнать больше о данной отрасли, пообщаться с будущим работодателем, избавиться от стереотипов. Участники направления на собственном примере смогут показать и доказать, что «Агроинженерия» — это современно, интересно, а главное — перспективно.
- Какой вклад в образование и развитие агропромышленного комплекса может внести направление «Агроинженерия», которое в VII сезоне проводит Донской государственный технический университет?
- Во-первых, хочу выразить благодарность Донскому государственному техническому университету за поддержку и организацию направления «Агроинженерия». Надеюсь, что оно продолжит привлекать заинтересованных студентов и содействовать развитию сельского хозяйства, ведь с каждым годом олимпиада растёт и задаёт все более высокую планку — в VII сезоне проекта мы получили 9 855 регистраций на данное направление.
Мы стремимся к междисциплинарности, подтверждением чему становится специфика направления «Агроинженерия»: оно обеспечивает подготовку специалистов, которые смогут объединять и внедрять технологии в сельское хозяйство — студенты получают широкий спектр знаний, включающих в себя не только технические аспекты, но и агрономию, экономику и управление отраслью. Они проводят научно-исследовательскую работу, предлагая новые подходы к разработке механизмов и оборудования, которые в будущем могут быть полезны для сельского хозяйства. Всё это позволяет задавать вектор для дальнейшего развития и обеспечивать поддержку каждого участника как будущего профессионала, что в дальнейшем будет способствовать повышению конкурентоспособности аграрного сектора и развитию новых рынков агропромышленного комплекса.
- Как Вы считаете, есть ли какое-либо принципиальное отличие «Агроинженерии» от других направлений?
- «Агроинженерия» представляет собой единый автоматизированный механизм, в арсенале которого находятся десятки машин и агрегатов, требующих своевременного обслуживания и ремонта в процессе эксплуатации. Принципиальное отличие — партнёры направления. Мы тесно взаимодействуем с ключевыми работодателями, чтобы предоставить студентам возможность познакомиться с реальными отраслевыми задачами, объективно оценить свой уровень профессиональной подготовки и понять, что каждый из них на что-то годится, что-то умеет, чем-то может быть полезен в данной сфере. В VII сезоне нашими партнёрами по методической составляющей и информационному сопровождению являются Винный территориальный кластер «Долина Дона», Агрохолдинг «СТЕПЬ», Агротехнологический холдинг «Бизон», Национальное аграрное агентство, ЮНЦ РАН, ФГБНУ «АНЦ «Донской», а также Международный издательский дом «ЕвроМедиа» — все эти компании участвуют в разработке заданий заключительного этапа олимпиады и стремятся сделать их максимально интересными для российских студентов.
- Как Вы считаете, почему сейчас особенно важно выстраивать карьерную траекторию и начинать профессиональный путь еще на этапе обучения в вузе?
- Наша жизнь очень динамична, поэтому ещё на этапе обучения в вузе для студентов важно научиться слушать и слышать своего работодателя. Сегодня, когда рынок труда становится более требовательным, работодатели отдают предпочтение тем кандидатам, которые уже имеют за плечами профессиональный опыт. А как его получить начинающему специалисту, который только недавно вышел за пределы своей учебной аудитории? Чтобы не стать участником замкнутого круга «не берут на работу, потому что нет опыта, а опыта нет, потому что не берут на работу», уже на этапе обучения в вузе важно задавать вектор своему профессиональному пути. Это своего рода ключ к успеху, позволяющий студентам поставить конкретные цели, в соответствии с которыми они начинают выстраивать стратегию их достижения, сосредотачиваясь на развитии нужных навыков и увеличивая шансы на получение желаемой работы в будущем. Поэтому чем раньше дан старт профессиональному пути, тем конкурентоспособнее становится начинающий специалист, поскольку он сможет быстрее уловить новые возможности и адаптироваться к меняющимся условиям рынка труда. Всё это помогает избежать нереалистичных представлений о будущей профессиональной деятельности.