Автор: Башмачникова О.В., вице-президент АККОР
Согласно данным всероссийских сельскохозяйственных переписей 2006, 2016 годов, а также сельскохозяйственной микропереписи 2021 года мы наблюдаем стремительное сокращение численности крестьянских (фермерских) хозяйств - с 285 до 118 тысяч. За 15 лет количество КФХ снизилось на 58% (за последние 5 лет - на 32%).
Снижение количества хозяйств это результирующая нескольких составляющих: перехода фермеров в ЛПХ в целях снижения административной нагрузки, старения глав хозяйств, а также закрытия дела, в связи с нерентабельностью.
Рассмотрим структуру существующих КФХ по размеру сельскохозяйственных угодий. В рамках микропереписи 2021 года крестьянские (фермерские) хозяйства по данному критерию просегментированы следующим образом:
- 23,7 % или 28 тысяч КФХ имеют в распоряжении от 4 до 50 га
- 22% или 26 тысяч КФХ имеют в распоряжении от 50 до 200 га
- 14,5% или 17 тысяч КФХ имеют в распоряжении от 200 до 500 га
- 11,8% или 13,93 тысяч КФХ имеют в распоряжении от 500 до 1500 га
- 5% или 5700 КФХ имеют в распоряжении от 1500 до 6000 га
- 0,4% или 520 хозяйств имеют в распоряжении от 6000 до 40000 га
Из представленных данных становится очевидным, что 60% существующих фермерских хозяйств распоряжаются земельным участком, не превышающим 500 гектар. Именно эта категория хозяйств является наиболее уязвимой, поскольку имеет меньший запас финансовой прочности, чем у более крупных хозяйств. И именно данный сегмент подпадает под ежегодное сокращение и более всего нуждается в особом подходе со стороны государства – в консультационной поддержке, субсидиях, льготных заемных ресурсах, содействии в вопросах хранения и сбыта.
При сокращении общего количества КФХ мы наблюдаем параллельно стабильное увеличение сельскохозяйственных угодий и посевных площадей у данной категории хозяйствующих субъектов. Данный факт свидетельствует о том, что закрываются хозяйства с суммарным земельным клином меньшим, чем увеличивают клин растущие фермеры.
Развитие более крепких хозяйств - это безусловно позитивный фактор. Однако сказать, что процесс убыли малых хозяйств естественный и его не стоит регулировать будет неправильно. Небольшие фермы могут быть стать успешными, оставаясь в заданном объеме производства или иметь тенденцию к расширению и укрупнению, однако для этого их нужно вывести в зону стабильной доходности, помочь решить существующие проблемы - то есть ими нужно скрупулёзно заниматься.
Во всем мире по отношению к малым семейным фермам государство проявляет особую заботу. Это выражается и в государственной поддержке и в развитых информационно-консультационных сервисах и в вопросах кредитования, кооперации и сбыта. Возникает вопрос почему? Здесь считаю целесообразным привести выдержки из резолюции межрегиональной научно–практической конференции, посвящённой тридцатилетию фермерского движения, прошедшей в Казани в январе 2021 года, в которой отражены основные важнейшие функции фермерских хозяйств. Это позволит ответить на вопрос, почему крестьянских (фермерских) хозяйств даже небольших должно быть много.
Перечень важнейших проблем, которые способны решать фермерские хозяйства и их объединения совместно с государственными и муниципальными властями:
- Производить и поставлять на местные и региональные рынки, помимо традиционной продукции так называемого «массового потребления», дополнительно продукцию повышенного качества, в том числе «органическую», используя для этого как традиционные, так и новейшие технологии;
- Обеспечивать более полное использование земельных ресурсов, особенно в лесостепных и лесолуговых зонах, где преобладают мелкоконтурные земельные участки;
- Способствовать получению крестьянскими семьями доходов, достаточных не только для поддержания жизнедеятельности членов семей, но также для улучшения своих жилищных и бытовых условий, включая капитальный ремонт жилищ и даже строительство новых домов с использованим сельской ипотеки;
- Инвестировать собственные средства в местную инфраструктуру – строительство дорог, ремонт школ, возведение храмов;
- Осуществлять систематический общественный контроль за использованием и сохранением природной среды обитания в сельском социуме, в том числе лесных угодий, лугов и пастбищ общего пользования, водоёмов. благодаря развитому у них хозяйскому(бережливому) отношению ко всей среде обитания как к естественному продолжению своего жилища, т.е. на основе чувства хозяина и любви к своей «малой родине»;
- Укреплять институт семьи, благодаря сочетанию взаимозаинтересованного хозяйственно - экономического взаимодействия всех членов семьи, способствовать росту количества полноценных многодетных семей, обеспечивать воспитание в детях реального патриотизма через привитие любви к «малой родине», содействовать сохранению народных традиций;
- Сохранять верность традиционным нравственным ценностям на основе близости к природе и продуктивного взаимодействия с ней для производства «хлеба насущного», развивать добрососедские отношения в рамках сельских социумов,
- Поддерживать односельчан, обеспечивая их работой или подработкой и решая их проблемы наравне с проблемами собственной семьи;
- Формировать российскую армию молодыми людьми физически крепкими, здравомыслящими, нравственно устойчивыми, патриотически настроенными защитниками Отечества, твёрдо осознающими, что через Большое Отечество они защищают свою «малую родину», своё село, деревню или хутор с живущими в них родными и близкими людьми.
Нельзя не отметить тот факт, что сегодня фермеры оказывают значимую поддержку российской армии, семьям мобилизованных и военных, участвующих в военной операции, жителям новых субъектов Российской Федерации.
Отсюда - роль фермеров в сохранении и развитии территории и не только сельской необычайно высока. Именно поэтому государство совместно с социальными институтами и институтами развития должны бороться за каждого фермера. И начинать необходимо с малых хозяйств, которые находятся в зоне риска.
Необходимо формировать благоприятный инвестиционный климат, обеспечивая малым фермерским хозяйствам доступ к долгосрочным инвестиционным кредитам под низкий процент, развивая грантовую поддержку и льготное кредитование, поддерживая реализацию произведенной продукции на привлекательных сегментах рынка, оказывая всестороннюю консультационную помощь.
Из данных сельскохозяйственных переписей видно - любые виды кредитов (льготные и коммерческие) в 2016 году получили 6,8% фермерских хозяйств, в 2021 году - 10,9%. Несмотря на незначительный рост показателя, это не позволило повлиять на снижение количества хозяйств. Очевидно, большая часть кредитов получена фермерами не из зоны риска. Кроме того, следует принять во внимание тот факт, что мелкие производители зачастую получают коммерческие кредиты как физические лица под высокий процент, что не способствует развитию производства.
Что касается субсидий - какой либо вид субсидий в 2016 году получило 22% фермеров, в 2021 - 24,7%. Также имеем незначительный рост. Принимая во внимание необходимость сохранения и «подтягивания» 60% КФХ, имеющих до 500 гектар – именно эти 60% и должны быть в первой очереди получателями субсидий если мы действительно хотим их сохранить. Для более крупных хозяйств скорее нужны благоприятные рыночные условия и цена на реализуемую продукцию.
Совершенствование направлений государственной поддержки малых семейных ферм в купе с развитием профильного консультирования и льготным кредитованием сегодня необычайно важно.