Снижение рентабельности агропроизводства заставляет аграриев искать новые формы и виды заработка. Проблемы в «больших отраслях» (фактическое снижение господдержки в растениеводстве, конкуренция в птицеводстве, АЧС в свиноводстве и так далее) толкают небольшие хозяйства на какие- то отдельные, «нишевые» проекты. Часто они оказываются весьма успешными.
Хоть трава расти
По совокупности факторов производство пшеницы является по-прежнему наиболее «стабильной», а потому – наиболее выгодной культурой. Тем не менее, эксперименты на полях в отдельных хозяйствах ведутся постоянно, и среди их многообразия можно найти удачные примеры бизнеса.
Взять, к примеру, масличные культуры. Заразиха, законодательные ограничения – все это заставляло аграриев отказываться от выращивания подсолнечника. Хозяйства Юга России вдоволь успели поэкспериментировать с альтернативными масличными, однако сейчас, похоже, был найден оптимальный вариант.
Так, аграрии Волгоградской, Ростовской областей и ряда других регионов ЮФО и СКФО в 2014 году существенно увеличат посевы сафлора. В абсолютных цифрах это пока небольшие площади, однако ежегодный рост посевных площадей исчисляется на Юге России сотнями процентов.
Как отметил один из производителей, глава СПК «Двуречье» Владимир Саратов, «растение имеет очень низкую себестоимость и не требует больших затрат для обработки». Урожайность получается примерно 10 ц/га, что при средней цене 10000 руб./т и низкой себестоимости дает хорошую рентабельность. Само «Двуречье» занимается выращиванием сафлора уже четвертый год, и даже реализует на рынке семена первой репродукции. «Интерес сельхозпроизводителей растет ежегодно. Уже сегодня к нам идет много звонков, запросов на реализацию семян, это говорит о растущем интересе аграриев», - отмечает Владимир Владимирович.
Как говорят опрошенные участники рынка, со сбытом проблем нет. Сафлор используется в косметологии, фармакологии и целом ряде других промышленных отраслей. Это значит, что ценовые колебания здесь значительно меньше, чем на рынке подсолнечника, и динамика цен гораздо более предсказуема. Основные продажи идут на экспорт (Турция, Польша, Казахстан), хотя товарные партии формируются в России. Активно растет сегмент посредников, которые занимаются целенаправленно скупкой данной культуры для формирования партий за границу.
Большой потенциал скрывается в тепличном производстве. Рынок еще далек от насыщения, а спектр культур и сортов делает конкурентоспособным даже средние и малые предприятия.
Небольшое фермерское хозяйство из Ростовской области, пожелавшее пока сохранить анонимность (коммерческие секреты), намерено заниматься выращиванием в теплицах средиземноморские и прочие «экзотические» растения. «Мы посчитали, что доходность от выращивания мяты, тимьяна, чабреца, рукколы, базилика в десятки раз выше, чем, скажем огурцов или помидоров, - отмечает глава фермерского хозяйства. – При этом для этих растений совершенно реально создать хорошие условия в теплицах».
Подобных примеров много. Причем если небольшие проекты реализуются самостоятельно, то более крупные – уже прерогатива сельхозкооперации. Как стало известно нашему изданию, в апреле сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) «Колос» приступил к строительству комплекса по производству, хранению, переработке и консервированию продукции плодоводства и овощеводства в Новопокровском районе Краснодарского края. Общий объем производства продукции составит 3,66 тысяч тонн свежих овощей и фруктов, 9 тонн консервированных фруктов и 72 тыс. литров фруктовых компотов в год.
В структуре свежей продукции большую часть, 2,66 тыс. т, составят фрукты. По данным на 15 апреля 2014 г., СПК «Колос» уже заложил молодой сад, огород для овощей и виноградник. К концу 2014 г. СПК «Колос» закончит строительство второй очереди фруктохранилища мощностью 1,1 тыс. т.
Кооператив купил необходимую для производства мелиоративную технику и холодильные установки, у них уже установлены электростанция и система капельного полива, приобретен дополнительный холодильник для увеличения объема хранимой продукции, и так далее.
Животные инстинкты
Регионы России в большинстве своем уже третий год реализуют новые направления аграрной господдержки: минсельхозпроды субъектов предоставляют субсидии на создание и развитие семейных животноводческих ферм и поддержку начинающих фермеров. Успешный опыт «первопроходцев» программы подвигает все больше людей в сельской местности на то, чтобы тоже заняться самостоятельным агробизнесом.
Хозяйство Людмилы Бутенко из Егорлыкского района Ростовской области – крайне успешный пример. В июле 2012 года она, решив создать с мужем и детьми свою животноводческую ферму, одна из первых подписала с минсельхозпродом области соглашение о предоставлении гранта на развитие проекта. А сегодня хозяйство уже выходит на серьезные, «промышленные» объем производства.
Имея успешный опыт в растениеводстве, семья Бутенко не побоялась решиться сразу на крупную ферму – 70 голов (на развитие проекта минсельхоз выделил семье порядка 10 млн рублей). По факту, говорит глава семьи Геннадий Бутенко, на ферме уже сегодня около 100 голов, а скоро будет 300. Производство молока (а именно это направление выбрали фермеры) отпугивает сегодня многих молодых предпринимателей, однако Геннадий Стефанович ни на йоту не сомневается в успешности проекта. «Секрет прост – нужно просто работать. Не плакаться, как все плохо, а надо думать головой - и работать руками, - говорит Геннадий Бутенко. - Если ты хочешь начать зарабатывать, открыть свой бизнес – сегодня для этого лучшее время».
Опытный производственник и «стратег», Бутенко сделал ставку на коров айрширской породы – молоко этих коров по своей насыщенности витаминами и микроэлементами не многим уступает материнскому молоку, а значит оно идеально подходит для производства детских продуктов питания, а также для людей, сидящих на диете, следящих за своим рационом, для спортсменов и людей с повышенными физическими и умственными нагрузками. В общем, спрос будет. «Вы не поверите, но уже сегодня у меня очередь стоит из местных жителей и из приезжающих людей, чтобы купить наше молоко», - рассказывает фермер.
Своего молзавода рядом сегодня нет, однако это нисколько не смущает фермерскую семью. По признанию Геннадия Стефановича, предложения о покупке готовой продукции идут не только от местных перекупщиков и кооперативов, но даже от ростовских магазинов, реализующих экологически чистую продукцию. «Но мы не гонимся за прибылью с литра молока, доходность будем добирать большим объемом, - говорит о перспективах реализации Геннадий Бутенко. - Мне вообще 25 рублей за литр молока будет более чем достаточно (при том, что качество молока уникальное). Я здесь родился, здесь вырос – и хочу, что наши люди пили нормальное молоко и по нормальной цене».
С учетом еще одной формы господдержки – субсидии на литр реализованного молока – эта цифра более чем реальна. В дальнейших планах хозяйства – наладить свою переработку (молоко двух видов жирности, сметана, творог). Тогда рентабельность молочного бизнеса вырастет еще в несколько раз, уверен фермер.
Выводы
Примеров, подобных тому, что описаны выше, сегодня можно найти десятки. И главный вывод, который напрашивается после их анализа - поиски оптимальных производственных решений рано или поздно находятся и хорошо окупаются.
Несмотря на сложные времена с точки зрения государственной поддержки и конъюнктуры рынка, выход есть всегда. При этом грамотный подход к делу может принести хорошие дивиденды даже в таком, казалось бы, проигрышном деле, как молочная промышленность.
Как показывает практика, одним из главных составляющих успеха является не только правильный выбор продукта (что естественно по умолчанию), но и возможность получить максимальную господдержку. Конечно, на среднесрочную перспективу аграрий должен выстраивать свой бизнес так, чтобы он был доходным безо всякого рода «помощи», однако на первоначальном этапе финансовая поддержка является своего рода стимулятором только-только заработавшего бизнеса.
Артем Федоров