Российское экспертное сообщество будоражит проблема легализации ГМО-посевов. Согласно подписанному премьером Дмитрием Медведевым постановлению правительства, с 1 июня 2014 года российские поля можно будет засевать генетически-модифицированными семенами. Противники технологии говорят о «непоправимых последствиях» этого шага; сторонники отмечают безопасность генной инженерии и заявляют о том, что ситуацию вспять уже не повернуть.
В декабре 2013 года премьер Дмитрий Медведев подписал решение, согласно которому с 1 июля 2014 года разрешается высевать сельхозкультуры с ГМО. Сегодня в стране разрешается выращивать такую продукцию исключительно на опытных участках, а также разрешен ввоз некоторых сортов сои, кукурузы, картофеля, риса и сахарной свеклы.
Впрочем, по уверению экспертов, практика нелегального сева ГМО-семян уже имела место. «Впервые стали засевать украинцы, и пару лет назад ГМО-зерновые пришли на Юг России, - сообщил нашему изданию один из аналитиков зернового рынка, пожелавший остаться неназванным. - Скрывать этот факт долго нельзя бы было – если ты сажаешь поле, выполняешь все технологии, и получаешь при этом, условно говоря, 30 ц/га, а сосед – 60 ц/га, то поневоле задумаешься».
«За» и «против»
Считается, что вред ГМО не доказан. Различные американские, европейские, международные исследования говорят об этом. Однако противники «генетических новинок» считают, что, во-первых, исследования фальсифицируются, а негативные результаты замалчиваются, а во-вторых, слишком мало времени изучается это явление, чтобы делать какие-то «обоснованные выводы».
Уже примерно через две недели после выхода постановления депутаты заксобрания Краснодарского края попросили президента России Владимира Путина временно отменить постановление о регистрации ГМО и производстве генномодифицированной продукции. В конце января 2014 года со сходным обращением к президенту выступила Общественная палата России. «Указанная проблема затрагивает жизнь и здоровье большинства граждан нашей страны, а последствия принятого решения могут иметь малопредсказуемые и необратимые последствия для многих поколений россиян, - говорится в обращении к президенту. - Учитывая историческую важность принимаемого решения, мы считаем необходимым инициировать общенациональную дискуссию на эту тему... российское сельское хозяйство окажется в полной зависимости от компаний-монополистов, производящих семена ГМ-культур».
«Разговоры о безвредности ГМО — это все закулисные игры, — говорит старший научный сотрудник Института биологии развития им. Кольцова РАН Александр Баранов. — Нас принуждают к ГМО, чтобы мы потеряли свой продовольственный суверенитет».
В первой декаде февраля, на совещании по вопросам развития сельского хозяйства, губернатор Ростовской области Василий Голубев также сообщил Дмитрию Медведеву, что, по его мнению, необходимо принять меры по запрету ввоза продовольствия, сельхозсырья и семенного материала с ГМО и запретить посевы с использованием ГМО в сельхозпереработке, в том числе при производстве продуктов питания.
Надо сказать, что россияне в целом и сами достаточно негативно относятся к ГМО.
Согласно различным опросам общественного мнения, от 75% до 93% соотечественников являются противниками этих технологий. По опросу Южного аграрного агентства, проведенному в декабре 2013 – январе 2014 года среди участников рынка, не боятся ГМО только 15% опрошенных. Подавляющее большинство (43%) отмечают, что «это может привести к вырождению людей». Ровно четверть опрошенных уверена, что «это совершенно точно вредно», а еще 16% выбрали вариант ответа «Вроде боятся нечего, но я остерегаюсь».
В декабре 2013 года глава агентства «Стратег» Владимир Решетняк, выступая в поселке Рассвет Аксайского района Ростовской области на конференции, посвященной вопросам биотехнологий в растениеводстве, выразил позицию многих своих коллег. Отвечая на вопрос из зала, как он относится к выращиванию ГМО-пшеницы, Владимир Решетняк приравнял этот вопрос к такому «Как вы относитесь к геноциду нашего народа?».
«Я знаю, что это преступление всех времен и уродов (так в ответе), - сказал Владимир Решетняк. – Информацию надо проверить, но пока я вижу, что существует опасность геноцида населения посредством ГМО. И я отношусь ко всем таким «телодвижениям», как к преступлению против человечности и в частности против населения Российской федерации».
Но есть и другая сторона. Например, Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский полностью поддерживает постановление о легализации ГМО-посевов на территории РФ.
Ранее Злочевский уже отмечал, что в России более 400 тысяч гектаров ГМО-посевов, и процесс их внедрения уже необратим. К слову, Россельхознадзор в своих отчетах говорил о том, что полей с ГМО в России не выявлено. «Мониторинг Россельхознадзора этого не выявил», сообщал глава надзорного ведомства Сергей Данкверт. По его словам, мониторинг осуществлялся в первую очередь в отношении кукурузы. «Я не могу прогнозировать, какие будут условия, но думаю, что они будут непростые для того, чтобы заниматься выращиванием генномодифицированной продукции», - заявил глава Россельхознадзора.
Злочевский считает, что запрещать сев ГМО-зерна, в то время как использование такой обработки разрешено, бессмысленно. По его словам, закрытие предприятий по производству таких семян и ограничение экспорта продукции приведет к падению экономики животноводства и растениеводства.
«Почему российскому крестьянину нельзя улучшить экономику своего производства, а западному конкуренту - можно?», - задает риторический вопрос Злочевский.
Судя по реакции первых лиц (точнее, по отсутствию более-менее внятной реакции) отменять постановление не будут. Процесс регистрации семян, согласно опросам экспертов, займет примерно два года, так что первый урожай генно-модифицированной сои может быть собран уже в 2016 г.
Вредность или выгода?
Для сельхозпроизводителей, казалось бы, это хорошая новость - по некоторым данным, генно-модифицированная соя, например, дает снижение себестоимости на 20%. Увеличение производительности в 2-3 раза может коренным образом изменить рынок. Однако в среднесрочной и, тем более, - в долгосрочной перспективе, это может сыграть с российским АПК злую шутку, опасаются некоторые опрошенные эксперты – если мировые лидеры по производству семян будут вести агрессивную политику, и, что вполне ожидаемо и закономерно, поднимут цены на свою продукцию. Опасения у аграриев вызывает и тот факт, что семена пригодны только для одного сезона: полученный урожай уже сеять нельзя, нужно покупать семенной материал каждый год, «по новой».
Импортерами ГМО-семян в Россию могут стать Pioneer, Monsanto, Syngenta, KWS, сообщают «Ведомости» со ссылкой на генерального директора компании «Прозерно» Владимира Петриченко. Наиболее перспективные ГМО — это соя, кукуруза и сахарная свекла, считает он.
Проблема двусторонняя. Она лежит как в экономической, так и этической плоскости. Опыт передовых стран, применяющих ГМО, говорит о том, что пока это не панацея. Экономическая эффективность доказана, однако нет долгосрочных исследований, которые бы убедили людей в абсолютно точной их безопасности. Споры о вреде и пользе ГМО идут регулярно. В США, например, имеется разрешение на выращивание ГМО-культур, а в Евросоюзе генномодифицированная продукция запрещена к производству, однако дебаты по данному вопросу разделяют страны. Например, в начале 2014 года в Европе разгорелся настоящий скандал, когда суд ЕС ввёл запрет на генномодифицированный картофель «Амфлора» в Люксембурге. Готовность попробовать ввести на рынок ГМО-картофель выразили Германия, Швеция, Нидерланды. Франция потребовала дополнительных экспертиз. А Австрия и Италия наотрез отказались выпустить этот картофель на рынок.
Редактор Южного аграрного агентства А.Н. Гавриленко
специально для "Делового крестьянина", март 2014.