Несмотря на выход России из «зерновой сделки», корабли с украинским продовольствием не остановились. Украина, Турция и ООН, без участия РФ, согласовали на 31 октября проход 16 кораблей по морскому гуманитарному коридору. Москву о таком решении известили, т.к. официально страна лишь приостановила свое участие, а не вышла полностью из соглашения. Как заявил замглавы МИД Андрей Руденко, вернуться к обсуждению «дальнейших шагов» можно будет только после выяснения всех обстоятельств атаки на российские корабли в Черном море.
То, что «зерновую сделку» наша страна, скорее всего, продлевать не будет, говорилось давно. Президент Владимир Путин впервые заявил о недовольстве ситуацией ещё два месяца назад. Тогда он назвал украинские поставки «надувательством» т.к. основными получателями продовольствия стали европейские страны. В октябре после теракта на Крымском мосту российский лидер снова сказал о возможной отмене соглашения. Также наши удобрения и зерно, вопреки условиям сделки, остались заблокированными в портах.
На первый взгляд, Россия только проиграла от этих международных договоренностей, и, казалось бы, чего проще отказаться и «хлопнуть дверью», тем более, если «зерновой коридор» все равно продолжил свою работу. Но, с другой стороны, недавно делегация ООН приезжала обсуждать с нашим МИД дальнейшее участие в стамбульских договоренностях, да и последние встревоженные заявления иностранных политиков говорят о важности российского присутствия. В частности, сожаление о решении Москвы высказали в правительстве Японии, а НАТО в свойственной альянсу манере, призвало Россию «срочно возобновить сделку». Эксперты объясняют, что при желании, Москва может заблокировать проход украинских сухогрузов.
Учитывая это, продолжение прохода кораблей – «игра на нервах Москвы», и для Европы здесь есть два серьезных риска, считает политолог Павел Салин. «Первый – угроза голода спровоцирует миграционное давление на Европу с юга из Африки и второй риск – это рост цен на продовольствие в самой Европе, что негативно скажется на социальной стабильности на фоне роста цен на коммунальные услуги, на отопление и прочее», - говорит он.
Но, если для Запада жизнеспособность морского коридора вопрос больше экономический, то для России, в первую очередь, это геополитика. По мнению Салина, сейчас все усилия Москвы направлены на то, чтобы Европа повлияла на Украину и та заключила перемирие для фиксации «status quo», который сложился на фронте.
В то же время д.э.н., профессор Иван Родионов говорит, что остановить продовольственный караван крайне сложно, «т.к. зерно, скорее всего, уже было продано на берегу и является собственностью не Украины, а покупателя». По заявлению МИД РФ, половину украинских грузов получили Великобритания, Израиль и Южная Корея, а до Сомали, Эфиопии, Йемена, Судана и Афганистана дошло всего 3% продовольствия. «Из-за этого ООН даже переквалифицировало инициативу из гуманитарной в коммерческую, делая упор на важности стабилизации мировых цен», - говорится на сайте российского внешнеполитического ведомства. Цены на зерновые после субботнего решения РФ пошли вверх.
На открытии Чикагской товарной биржи в понедельник фьючерсы на пшеницу подорожали на 7,7%. Прогнозировать дальнейшую динамику рынка экономисты не берутся, так же как и политологи не могут ответить на вопрос, как будут развиваться события. Одно совершенно точно, что Россия на мировом зерновом рынке чувствует себя более чем уверено. По словам главы Минсельхоза Дмитрия Патрушева, мы можем полностью заместить украинское зерно по приемлемым ценам. Киев пока отгрузил в рамках сделки только около 9 млн тонн из запланированных 20-22 млн. В России же на прошлой неделе урожай зерновых почти приблизился к заявленным ранее рекордным 150 млн тонн, экспортировать мы готовы свыше 50 млн и полмиллиона тонн отправить бесплатно беднейшим странам.