Автор колонки: Елена Ксенофонтова, руководитель аналитического центра ККО "Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов" ("Опора России"), председатель АНО "Палата медиаторов".
В современных условиях агропромышленный комплекс России сталкивается с серьезными вызовами: агрессивным импортом и заградительным экспортом. Однако эти трудности могут стать стимулом для развития отрасли. Считаю правильным учиться на ошибках прошлого и анализировать чужой успех, а для этого необходимо погрузиться в историю трансформации, а точнее - резких перепадов: взлётов и падений сельского хозяйства Российской Империи и Советского Союза. Мы уже не можем перенять положительный опыт стабильного развития АПК других стран, но в состоянии построить эффективную модель, основанную на национальных интересах.
История сельского хозяйства страны знает периоды как взлёта, так и падения. В XIX веке Российская Империя была крупнейшим экспортёром зерна, но после революции 1917 года ситуация кардинально изменилась. Коллективизация, голод и война привели к упадку отрасли, и к концу 1940-х годов СССР уже сам импортировал зерно.
Советский Союз сыграл ключевую роль в разгроме нацистской Германии во Второй мировой войне, однако победа досталась дорогой ценой: война унесла более 27 миллионов жизней (13 миллионов из них - мирное население). Была создана мощная военная промышленность, но это негативно сказалось на других отраслях, которые после войны пришли в упадок, включая сельское хозяйство.
В послевоенный период сельское хозяйство держалось на принудительных мерах. Существовали строгие нормы выработки трудодней, невыполнение которых грозило наказанием: судебным преследованием или лишением приусадебного участка. Это, безусловно, не способствовало развитию экспорта.
В 1990-е годы Россия вновь пережила зависимость от продовольственного импорта, эпоху "сельхозпомощи" в виде "ножек Буша". Однако с 2000-х годов начался период беспрецедентных инвестиций в агропромышленный комплекс.
С 2014 года страна ощутила отрицательные последствия антироссийских санкций, которые особенно остро повлияли на развитие сельского хозяйства Российской Федерации, затронув следующие области: семена, средства защиты растений, кормовые добавки, витамины, генетический материал для выведения новых пород, а также вакцины и ветеринарные препараты для сельскохозяйственных животных. Предшественники современных лидеров Евросоюза понимали важность взаимовыгодной торговли с Россией. Поэтому они заключали соглашения с СССР даже во время холодной войны, тогда как нынешняя политика Европы носит неконструктивный характер, что в России часто называют политикой "назло России отморожу уши".
Анализ данного опыта показывает необходимость уважать историю, понимать истинные мотивы иностранной "сельхозпомощи" и ответственно подходить к управлению аграрной политикой, чтобы избежать повторения ошибок прошлого и гарантировать достойный уровень жизни для всех граждан.
Сегодня Россия благодаря грамотной политике государства, а также положительным эффектам санкционного давления возвращает себе законное место лидера в производстве сельхозпродукции.
Целью национального проекта "Международная кооперация и экспорт" к 2030 году является увеличение экспорта агропродукции до $55,2 млрд. Стратегия развития агроэкспорта направлена на переход от продажи сырья к продукции с высокой добавленной стоимостью.
Однако существуют проблемы, требующие решения для полноценного экспортного развития:
1. Из-за высоких процентных ставок выросла себестоимость производства;
2. Сокращение субсидий на предоставление льготных кредитов с 80-90% до 50% с 1 января 2025 года, что также увеличивает себестоимость продукции;
3. Нестабильность экспортных пошлин затрудняет планирование. Введены экспортные пошлины на зерно и масличные культуры. Экспортная пошлина постоянно корректируется, а подсолнечное масло облагается плавающей таможенной пошлиной, что лишает экспортёров возможности долгосрочного планирования контрактов. Это ведёт к потере новых экспортных рынков, которые с трудом завоёвывались в период санкционного давления.
4. Банкротства и остановки производств в АПК. Случаи банкротства негативно влияют на инвестиционную привлекательность агропромышленного комплекса и наносят прямой ущерб бюджету. Не возвращённые долги обанкротившихся компаний могли быть направлены на закупку нового оборудования, техники и удобрений. Кроме того, земли с историческими долгами остаются бесхозными. Сотни сельских жителей теряют работу, а хозяйства приходят в упадок. Имущество продаётся по заниженной стоимости, а государство недополучает налоги.
Многообразие регионов России с различными условиями освоения, сельскохозяйственного использования и потенциалом развития даёт географическое преимущество для диверсификации экспортного ассортимента. Однако если Юг России демонстрирует высокую урожайность по одним культурам, то Центральному округу для достижения аналогичных показателей требуется иной подход, так как рентабельность может быть ниже. Классификация территорий должна осуществляться в рамках внутрирегионального зонирования при разработке планов устойчивого развития сельских территорий каждого региона.
Федеральные и региональные целевые программы в настоящее время являются основным инструментом планирования государственной поддержки сельских территорий. Однако существует проблема шаблонного подхода: программы социально-экономического развития часто копируют вышестоящие, не учитывая местных особенностей, потенциала, территориальной идентичности, сельской специфики и локальных преимуществ. Это резко снижает эффективность таких программ.
Ярким примером служит бесконтрольное строительство маслозаводов на юге России, приведшее к их остановке из-за нехватки сырья. Сейчас переработка подсолнечника в этих районах возможна только с отрицательной маржинальностью, особенно на экспорт. В то же время маслозаводы в Сибири и на Дальнем Востоке демонстрируют устойчивый рост, так как там исторически не хватало перерабатывающих мощностей при избытке сырья.
Следует учитывать, что современный экспорт сельхозпродукции в основном осуществляется крупными агропромышленными холдингами, концентрация которых в некоторых регионах достигла критического уровня и вызывает экологические проблемы.
Для разработки эффективных региональных программ устойчивого развития сельского хозяйства необходимы:
- организационные и подготовительные мероприятия;
- комплексный анализ и разработка программы;
- её согласование и утверждение.
Предлагаю усовершенствовать данную программу, включив её в инвестиционные региональные стандарты, а именно - в стратегию развития региона и обязательство глав субъектов по неухудшению условий ведения бизнеса.
Деловые объединения, отраслевые ассоциации и уполномоченные по защите прав предпринимателей должны стать полноправными участниками разработки инвестиционных региональных стандартов в сельском хозяйстве, так как именно они обладают достоверной информацией о проблемах бизнеса. Органам исполнительной власти необходимо чётко понимать потребности регионов в животноводстве, переработке сельхозпродукции, туризме и торговле. В процессе анализа целесообразно привлекать общественные палаты субъектов для обсуждения проблем и рисков устойчивого развития сельских территорий.
Проблему банкротств предприятий АПК необходимо решать комплексно, во взаимодействии бизнеса с Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Это улучшит работу госорганов, сократит количество необоснованных проверок и повысит уровень защиты прав предпринимателей. Министерству сельского хозяйства требуется оперативная и достоверная информация от Уполномоченного о трудностях отраслевого бизнеса.
4 апреля 2025 года вице-спикер Госдумы Борис Чернышов обратился к министру сельского хозяйства с предложением временно ограничить экспорт свинины и мяса птицы, а также ввести беспошлинные квоты на их импорт (так называемое "шашлычное эмбарго").
Однако считаю, что снятие пошлин на импорт мяса и ограничение экспорта свинины и мяса птицы не сократит зависимость от импорта сельхозпродукции. Именно снижение этой зависимости способствует продовольственной безопасности России.
Более того, 10 марта 2025 года Президент подписал Указ о внесении изменений в Доктрину продовольственной безопасности, включив положение о необходимости диверсификации иностранных поставщиков для предотвращения критической зависимости от отдельных экспортёров.
При этом аграрии неоднократно предлагали отменить экспортные пошлины для повышения конкурентоспособности на рынке. Аналогичные проблемы с неконтролируемым импортом наблюдаются и в машиностроении. Отраслевые ассоциации сообщают, что отечественное производство не покрывает внутренние потребности в сельхозтехнике, оставляя 40% рынка для импорта. Если раньше эту нишу занимали европейские производители, то сейчас её активно осваивают китайские компании.
"Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года", утверждённая распоряжением Правительства РФ от 7 июля 2017 года №1455-р, ставит цели:
- достижение 80% доли российских производителей на внутреннем рынке;
- экспортные поставки не менее 50% от объёмов внутренних продаж.
Таким образом, государство ограничивает долю импортной сельхозтехники на внутреннем рынке 20%.
Рынок сельхозтехники показывает устойчивый рост благодаря программе №1432 Минпромторга РФ. Ежегодно федеральный бюджет выделяет средства на поддержку производителей сельхозтехники. Минпромторг скорректировал программу 1432, увеличив размер скидок:
- до 50% на узкоспециализированную технику;
- до 16,5% на прицепную и навесную технику;
- до 10-12,5% на самоходную технику и оборудование для хранения и переработки зерна.
В ближайшее время планируется запуск механизма инфраструктурных облигаций.
Однако считаю опасной ориентацию российского агропрома исключительно на бюджетную поддержку, что едва не привело к его краху в позднесоветский и постсоветский периоды, когда такая поддержка прекратилась. Необходимо создавать преференции для отечественных производителей, устраняя их дискриминацию на собственном рынке.
Потребление фруктов и ягод не соответствует рациональным нормам ни в одном федеральном округе. Это следствие упадка производства и переработки плодово-ягодной продукции, что привело к высокой доле импорта. Дороговизна импортных фруктов делает их недоступными для многих категорий населения.
Потребность населения во фруктах, а также возрождение льноводства и коноплеводства создают спрос на соответствующую технику отечественного производства. Необходимо поддерживать отечественное машиностроение в расширении линейки техники и разработке новых моделей.
Эта ниша перспективна, но только при условии:
- повышения импортных пошлин на сельхозтехнику;
- поддержки отечественного производства.
Успешный пример - винодельческая отрасль. С 1 августа 2023 года Россия повысила импортные пошлины на вина из недружественных стран, что дало положительный эффект для отечественных производителей. Аналогичные меры для сельхозтехники помогут достичь целей "Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения".
Развитие агроэкспорта - важнейшая задача для укрепления экономических позиций страны. Для её решения необходимо:
- развивать инфраструктуру;
- внедрять инновации (по примеру США, Китая, Германии);
- повышать качество продукции (как в Дании и Словении);
- создавать эффективную систему поддержки экспорта.
При этом нельзя игнорировать роль доллара как основной мировой валюты. Именно в долларах устанавливаются мировые цены на большинство сырьевых товаров: нефть, золото, металлы, удобрения, лес и сельхозпродукцию.
Дональд Трамп ввёл беспрецедентные торговые пошлины против большинства стран. Этот эксперимент можно рассматривать как инструмент торговых переговоров. Отсутствие американских пошлин для России может способствовать росту экспорта. Однако компании, столкнувшиеся с высокими пошлинами, могут инвестировать в российское производство.
К сожалению, иностранные инвестиции в РФ часто носят эксплуатационный характер. В долгосрочной перспективе они могут сдерживать развитие, так как значительная часть прибыли и технологических разработок уходит за рубеж. Этот урок Россия усвоила в 1990-е годы.
По данным Росстата, численность работников в компаниях с иностранным участием росла до 2013 года, а с 2014 года начала сокращаться, что способствовало развитию экспорта. Несовпадение интересов иностранных компаний с национальными интересами всегда приводит к экономическим, политическим и экологическим проблемам.
Важно расширять географию поставок в дружественные страны, особенно в рамках БРИКС. Однако освоение новых рынков - процесс дорогостоящий и длительный.
В условиях нестабильности политики США и влияния доллара на российский АПК необходимы:
- экспортное кредитование;
- страхование контрактов;
- создание платёжной системы БРИКС для независимого обслуживания внешней торговли.