Польские власти в качестве одной из компромиссных мер предложили местным фермерам дополнительную поддержку за выращивание ими кукурузы. Об этом сообщает радиостанция RMF FM.
Она составит тысячу злотых или около 250 долларов за гектар культуры. Ещё одним видом помощи станет увеличение кредитования аграриев из специального фонда на 2,5 миллиарда злотых или 625 миллионов долларов соответственно. Соответствующие предложения озвучила министр сельского хозяйства и продовольствия Польши Анна Гембицкая в ходе недавних переговоров с сельхозпроизводителями. Встреча прошла во вторник. На ней обсуждалась возможность выполнения требований, которые предъявили властям местные фермеры и дальнобойщики. Сейчас переговоры с бастующими водителями и фермерами проводят и другие местные власти. Также были разработаны нефинансовые меры помощи. Польский министр инфраструктуры Анджей Адамчик призвал исключить обязательную регистрацию украинских фур без груза как минимум на двух пунктах пропуска, которые не входят в названный список – Нижанковичи-Мальховице и Устилуг-Зосин. Также он попросил еврокомиссара по транспорту Адину Валеан создать совместный комитет, который оценит воздействие июльского соглашения на европейский рынок автомобильных перевозок. Кроме того, министр призвал её и главу Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен поддержать его обращение к правительству Украины по поводу деактивации системы электронных очередей.
Эти меры немного остудили пыл водителей. Напомним, что польские грузоперевозчики заблокировали границу между обоими странами 6 ноября. Изначально речь шла о трёх контрольно-пропускных пунктах – «Краковец – Корчева», «Рава-Русская – Хребене» и «Ягодин – Дорохуск». 23 ноября было принято решение закрыть ещё один КПП – «Медыка – Шегини». Срок действия ограничения изначально должен был завершиться 3 декабря, но затем его продлили до 3 января, а ещё позже – февраля следующего года. Водители требует отменить льготы, предоставленные Евросоюзом украинским коллегам, а также восстановить вводимое ранее обязательное лицензирование украинского коммерческого грузового транспорта и отменить действие разрешений, выданных украинским транспортным компаниям после 24 февраля прошлого года. Также они настаивают на возобновлении разрешения на международные перевозки, которые были отменены в рамках соглашения ЕС и Украины в июле прошлого года. Как пояснили в Министерстве инфраструктуры Польши, перевозчиков возмущает регистрация в электронной очереди порожних транспортных средств, возвращающихся из Украины на территорию Евросоюза. Из-за этого поляки вынуждены целыми днями стоять в многокилометровых пробках, а их попытка искать объездные пути создаёт аналогичную проблему в других соседних странах. Другим поводом для недовольства стали более низкие цены на услуги украинских перевозчиков. В министерстве отметили, что такая ситуация делает невозможным выполнение дальнейших заказов и снижает конкурентоспособность польских компаний, а также воспринимается как неравное отношение к перевозчикам из Украины и Польши. Также недавно к протестам присоединились польские фермеры из организации «Обманутая деревня», которые заблокировали КПП «Медыка» в Подкарпатском воеводстве. Они пропускали не более двух грузовиков в час, за исключением фур с военными грузами и гуманитарной помощью.