На «Правительственном часе» в Государственной Думе РФ с докладом о предварительных итогах первого года реализации госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы и ее системных недостатках выступил аудитор Счетной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев. Он раскритиковал результаты действия первого года госпрограммы. Основные претензии ряд экспертов озвучивали уже на момент вступления ее в силу.
В 2013 г. кассовое исполнение расходов на реализацию госпрограммы составило 198,1 млрд. руб., или почти 100% от предусмотренных бюджетных ассигнований. Однако вопросов по мерам поддержки и развития у аудиторов накопилось немало.
«Серьезной недоработкой следует признать отсутствие в госпрограмме целевых показателей по агрострахованию в растениеводстве и животноводстве. При этом кассовое исполнение по данному виду господдержки составило 4,7 млрд. руб., и эти расходы можно признать не ориентированными на достижение результата», - заявил аудитор.
Проведенные Счетной палатой проверки свидетельствуют о том, что программные мероприятия не увязаны с ресурсным обеспечением, показателями, задачами и целями Госпрограммы.
Так, например, одним из ожидаемых результатов реализации подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства» является обеспечение участников рынка зерновых современными зернохранилищами, линейными и узловыми элеваторами с целью повышения конкурентоспособности продукции отечественного растениеводства.
Но при этом, в подпрограмме в составе целевых индикаторов нет показателей оценки инфраструктуры зернового рынка ни в количественных, ни в качественных значениях.
Согласно стратегии развития ОАО «Объединенная зерновая компания» и инвестиционной программе до 2015 г. были определены количественные показатели по наращиванию элеваторных, портовых перевалочных мощностей, созданию собственного парка вагонов-зерновозов. «Для этого из федерального бюджета в конце 2010 г. в уставный капитал компании было внесено 3 млрд. руб., которые были размещены на депозитных счетах в коммерческом банке. При этом ни один количественный показатель инвестпрограммы выполнен не был», - заявил Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.
Он подчеркнул, что подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» предусматривает приобретение производителями сельхозтоваров высокотехнологических машин и оборудования. Но в качестве соответствующего индикатора установлен показатель реализации отечественными производителями новой сельскохозяйственной техники без оценки ее инновационности.
В госпрограмме был предусмотрен механизм 15%-го субсидирования сельхозтехники с объемом выделенных субсидий в сумме 2,3 млрд. руб. «Этот показатель в 2013 г. был исполнен на 30,7%. Из запланированных 2 500, фактически было реализовано 765 единиц техники, а объем использованных субсидий составил 430 млн. руб.», - сказал аудитор. По его словам, «с таким подходом и результатами говорить о повышении эффективности и конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции не приходится». Высокие инфраструктурные издержки вместе с низкой производительностью труда существенно снижают конкурентоспособность российских продовольственных товаров, как на международном, так и на внутреннем рынках.
Что касается поддержки малых форм хозяйствования, в соответствующей подпрограмме нет показателей, направленных на повышение их рентабельности и устойчивости. По данным экспертно-аналитического мероприятия Счетной палаты, показатели подпрограммы в 2012 и 2013 гг. были выполнены, за исключением показателя площади земельных участков, оформленных в собственность крестьянских хозяйств. Однако Росстат сообщает, что в тот же период количество крестьянских (фермерских) хозяйств сократилось на 27,5% или более чем на 84 000 хозяйств.
«В проекте изменений госпрограммы, представленном в феврале текущего года Минсельхозом, не устранены имеющиеся системные недостатки. Это ставит под сомнение достижение стратегических приоритетов развития Российской Федерации, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г. и Доктриной продовольственной безопасности», - подчеркнул аудитор.
К числу положительных результатов реализации госпрограммы аудитор отнес рост индекса производства продукции растениеводства, который, по предварительным данным Росстата, составил 112,3%, превысив на 9,5% целевой показатель.
В то же время, несмотря на увеличение объемов финансирования по подпрограмме «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» на 19,3 млрд. руб., индекс производства мяса и молока составил 100,5%. Это меньше запланированного на 1%.
При этом Бато-Жаргал Жамбалнимбуев выразил надежду, что имеющиеся в документе серьезные недостатки будут устранены, и напомнил, что Счетная палата в мае-июле текущего года проведет комплексный анализ госпрограммы.
Проведенные Счетной палатой проверки свидетельствуют о том, что программные мероприятия не увязаны с ресурсным обеспечением, показателями, задачами и целями Госпрограммы.
Так, например, одним из ожидаемых результатов реализации подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства» является обеспечение участников рынка зерновых современными зернохранилищами, линейными и узловыми элеваторами с целью повышения конкурентоспособности продукции отечественного растениеводства.
Но при этом, в подпрограмме в составе целевых индикаторов нет показателей оценки инфраструктуры зернового рынка ни в количественных, ни в качественных значениях.
Согласно стратегии развития ОАО «Объединенная зерновая компания» и инвестиционной программе до 2015 г. были определены количественные показатели по наращиванию элеваторных, портовых перевалочных мощностей, созданию собственного парка вагонов-зерновозов. «Для этого из федерального бюджета в конце 2010 г. в уставный капитал компании было внесено 3 млрд. руб., которые были размещены на депозитных счетах в коммерческом банке. При этом ни один количественный показатель инвестпрограммы выполнен не был», - заявил Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.
Он подчеркнул, что подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» предусматривает приобретение производителями сельхозтоваров высокотехнологических машин и оборудования. Но в качестве соответствующего индикатора установлен показатель реализации отечественными производителями новой сельскохозяйственной техники без оценки ее инновационности.
В госпрограмме был предусмотрен механизм 15%-го субсидирования сельхозтехники с объемом выделенных субсидий в сумме 2,3 млрд. руб. «Этот показатель в 2013 г. был исполнен на 30,7%. Из запланированных 2 500, фактически было реализовано 765 единиц техники, а объем использованных субсидий составил 430 млн. руб.», - сказал аудитор. По его словам, «с таким подходом и результатами говорить о повышении эффективности и конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции не приходится». Высокие инфраструктурные издержки вместе с низкой производительностью труда существенно снижают конкурентоспособность российских продовольственных товаров, как на международном, так и на внутреннем рынках.
Что касается поддержки малых форм хозяйствования, в соответствующей подпрограмме нет показателей, направленных на повышение их рентабельности и устойчивости. По данным экспертно-аналитического мероприятия Счетной палаты, показатели подпрограммы в 2012 и 2013 гг. были выполнены, за исключением показателя площади земельных участков, оформленных в собственность крестьянских хозяйств. Однако Росстат сообщает, что в тот же период количество крестьянских (фермерских) хозяйств сократилось на 27,5% или более чем на 84 000 хозяйств.
«В проекте изменений госпрограммы, представленном в феврале текущего года Минсельхозом, не устранены имеющиеся системные недостатки. Это ставит под сомнение достижение стратегических приоритетов развития Российской Федерации, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г. и Доктриной продовольственной безопасности», - подчеркнул аудитор.
К числу положительных результатов реализации госпрограммы аудитор отнес рост индекса производства продукции растениеводства, который, по предварительным данным Росстата, составил 112,3%, превысив на 9,5% целевой показатель.
В то же время, несмотря на увеличение объемов финансирования по подпрограмме «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» на 19,3 млрд. руб., индекс производства мяса и молока составил 100,5%. Это меньше запланированного на 1%.
При этом Бато-Жаргал Жамбалнимбуев выразил надежду, что имеющиеся в документе серьезные недостатки будут устранены, и напомнил, что Счетная палата в мае-июле текущего года проведет комплексный анализ госпрограммы.
Отметим также, что ранее с критикой программы выступила многие эксперты. В частности, глава холдинга «Новое содружество» Константин Бабкин отмечал ряд негативных моментов. Вот ключевые его претензии:
Не все показатели предыдущей программы были выполнены, по некоторым показателям в разы, однако наказания никто не понёс. Сами показатели, которых предлагается достичь, невысоки. Темп роста 2,4-2,5% в год. В 2020 году, после 8 лет упорной борьбы, будем производить продуктов лишь на 20-21% больше, чем в 2012. И по большинству позиций меньше, чем при советской власти. Программа представляет собой просто смету расходов. «Полтриллиона потратим на растениеводство, полтриллиона на животноводство, 84 миллиарда на поддержку малых форм хозяйствования, в таком-то году больше, таком-то меньше и т.п., - писал автор. - Плана реализации, плана мер и идеологии развития села в программе не найдёте. Не узнаете, сколько специалистов должны подготовить ВУЗы, не поймёте, каковы приоритетные направления финансирования науки, какие технологии будем развивать, какие рынки предстоит завоевывать. Смета - важная составляющая любого плана, но нужен сам план. Здесь его нет».
По мнению Бабкина, имеет место непрозрачное распределение средств, непрописанный контроль качества продовольствия им так далее.