Национальное аграрное агентство подводит итоги года в АПК. В рамках одноимённой рубрики наши журналисты беседуют с руководителями отраслевых объединений и представителями бизнеса. Они делятся с нами не только результатами текущего года и проблемами, но и дают свои прогнозы на 2024-ый.
На наши вопросы ответил генеральный директор Союзмолоко, член Экспертного совета ROSNG Артём Белов.
Белов: Я бы хотел начать с основных трендов, которые мы увидели в 2023 году. Несмотря на то, что год был достаточно турбулентным, заканчиваем мы его в целом с позитивными итогами. Ключевое направление, которое определяло развитие рынка в этом году – это наметившийся рост потребления молока и молочных продуктов. По итогам года мы прогнозируем, что он составит порядка 5%. Это, наверное, рекордные за последние 10-15 лет темпы прироста потребления. Вторая важнейшая тенденция – это сохраняющийся устойчивый темп прироста производства товарного молока. По итогам года мы прогнозируем, что он составит порядка 4% или 8 млн тонн. В этом году достаточно серьёзно увеличились объёмы экспорта, прежде всего, по биржевым товарам. Мы считаем, что год к году поставки из России увеличатся на 15%. При этом, по важным биржевым товарам таким как сыворотка, сухое обезжиренное молоко, экспорт составит порядка 10% от объёма внутреннего производства. Ещё одна важная тенденция – это нормализация запасов. Напомню, что именно дисбаланс запасов в конце 2022 года привёл к тому, что мы увидели серьёзную просадку на рынке сырого молока в текущем году. Ну и, наконец, что важно для сельхозтоваропроизводителей – это то, что цены на сырьё к концу года начали выравниваться и в ряде регионов достигли уровня прошлого года.
ROSNG: Когда в первой половине года производители жаловались на низкие закупочные цены, то одной из причин называлось снижение потребления. Сейчас Вы говорите, что оно растёт. Как так?
Белов: Да, всё правильно. Прошлый год мы закончили со снижением потребления примерно в 1% против 5% роста в текущем году. Снижение потребления в 2022-ом на фоне очень хорошей динамики производства товарного молока привело к резкому увеличению запасов, прежде всего, молокоёмких продуктов и продуктов с длительными сроками хранения. Если мы посмотрим на ситуацию в прошлом декабре, то уровень запасов сырого молока по сравнению с годом ранее увеличился более чем на 40% или более чем на 400 тысяч тонн. Этот фактор вместе с достаточно высокой динамикой прироста производства в первом полугодии этого года (+8% в среднем по стране) привёл к формированию локального профицита по сырому молоку и достаточно резкому снижению цен на него в период с марта по июнь. Однако уже с июля восстановление цен было достаточно существенным, и в ряде регионов мы вышли на показатель конца 2022 года.
- Какова самообеспеченность России молоком по итогам 2023 года?
- По итогам года мы ожидаем, что самообеспеченность составит от 85% до 86%. Россия практически на 100% обеспечиваем себя традиционной молочной продукцией и в значительной степени современными молочными категориями, такими как творог и йогурты. Но есть несколько позиций, по которым мы достаточно серьёзно зависим от импорта – это сухое молоко и сыры. Здесь доля импорта может составлять от 20 до 25%. Если говорить о перспективах самообеспеченности, то при сохранении тенденций, которые у нас есть, и механизмов поддержки, в том числе, по наиболее импортозависимым секторам, я думаю, что в течение 4-5 лет мы можем выйти на выполнение показателей Доктрины продовольственной безопасности. Если же мы посмотрим на самообеспеченность в рамках Союзного государства с республикой Беларусь, то мы уже сейчас обеспечиваем себя молоком и молочными продуктами на 100%.
- В тоже время, поголовье коров в стране сокращается, хотя и увеличивается их молочная продуктивность. Были данные, что численность стада находится на исторически низком уровне. Не является ли это тревожным сигналом?
- На самом деле, тенденцию на снижение поголовья мы наблюдаем на протяжении достаточно длительного времени, и я думаю, что она сохранится в целом в ближайшем будущем. Действительно, с рынка уходят менее эффективные хозяйства, но, с другой стороны, растёт продуктивность. По итогам этого года по уровню продуктивности мы выйдем на средние показатели Европейского союза. И здесь потенциал у нас достаточно серьёзный. Мы можем рассчитывать на то, что в ближайшие годы продуктивность вырастет ещё на 30-40%. Это очень существенные параметры. Поголовье на фоне роста эффективности, наверное, будет сокращаться, но темпы прогнозировать достаточно сложно.
- Ранее вы заявляли, что без активного развития экспорта наш молочный рынок развиваться не сможет. Какие изменения произошли на этом направлении?
- В этом году была проведена огромная работа, прежде всего, Минсельхозом по открытию новых рынков, по проведению бизнес-миссий и по разработке новых механизмов господдержки. Например, в этом году для России открылся рынок Алжира. Это вторая после Китая страна по объёмам закупки молочных продуктов. Открылся и целый ряд других рынках. В области государственной поддержки в этом году принято решение о субсидировании 100% логистических затрат экспортёрам молочной продукции. Это тоже очень важное решение, которое во многом симулировало наращивание объёмов экспорта. Поэтому по итогам года прирост был порядка 15% и это только начало. С учётом того, что внутренний рынок конкурентен, мировой в ближайшее десятилетие будет показывать достаточно высокие темпы роста, я думаю, что для большинства российских компаний, особенно которые занимаются биржевыми товарами, экспорт должен стать важной составляющей стратегии.
- Какие главные события или изменения ожидают отрасль в следующем году?
- Есть два основных тренда. Во-первых, я очень рассчитываю на то, что у нас сохранится тенденция увеличения потребления молока и молочных продуктов. Это связано во многом с прогнозируемым ростом реально располагаемых доходов населения. Темпы роста спроса, наверное, будут чуть-чуть уступать тем, которые были в этом году, но в целом движение будет позитивным. Во-вторых, я очень надеюсь, что сохранится динамика по экспорту, но при этом не могу не отметить риски. Первый – связан с достаточно серьёзным ростом себестоимости. Несмотря на относительно позитивную картину отрасли во второй половине года, мы видим значительное увеличение себестоимости, как в производстве молока, так и в переработке. Этому способствовали рост ключевой ставки и достаточно сильное ослабление рубля, дорожала электроэнергия, резко выросли заработные платы. По нашим оценкам, во второй половине года рост себестоимости производства и переработки может составить до 15%. И это, наверное, один из ключевых рисков, который в настоящий момент мы фиксируем. Ну и второй риск – это ужесточение конкуренции за господдержку. Очень важно, чтобы в 2024 году основные механизмы помощи и финансовое наполнение сохранились.
- В завершении нашего разговора что бы Вы могли пожелать аграриям и производителям на Новый год?
- Хотел бы пожелать хорошего устойчивого финансового результата. Молочники занимаются не только производством молока, многие из них занимаются и переработкой, и растениеводством, поэтому в большинстве своём они диверсифицированы с точки зрения отраслей, в которых работают. В связи с этим хочу пожелать успешного финансового результата во всех этих направлениях. Ну и желаю им видеть во всех турбулентностях, которые происходят, не только вызовы, но и возможности. Я абсолютно уверен, что тогда финансовый результат тоже придёт.