Турецкие помидоры вернутся на российский рынок досрочно с 1 ноября. Первая партия придет в нашу страну уже в ближайшие дни. О том, как это отразится на российском производстве и чего на самом деле опасаются участники рынка, Национальному аграрному агентству рассказал исполнительный директор Плодоовощного Союза России Михаил Глушков.
- Как восприняли участники рынка тот факт, что с 1 ноября турецкие томаты вернутся на российский рынок?
Читайте также Ежегодно в Россию ввозят контрафактных овощей на 1 млрд рублей |
- Решение было проработано заранее, Правительство России с нами консультировалась по этому вопросу, и в итоге власти приняли те конструктивные предложения, которые мы выдвинули. Правительством РФ, Минсельхозом и нашим Союзом проведена очень большая работа! Президент Плодоовощного Союза Сергей Королёв участвовал в ряде совещаний, в том числе донес наши идеи до Председателя Правительства РФ, вместе с делегацией Минсельхоза РФ накануне даже летал в Турцию, чтобы проговаривать с турецкой стороной условия, на которых будут возобновлены поставки. Так что это не стало для производителей неожиданностью.
- И каковы эти условия, на которых стороны договорились?
- Во-первых, стоит подчеркнуть, что доступ на российский рынок получила не вся Турция, а только несколько предприятий, которые проходят проверку Россельхознадзора. То есть мы договорились о «правилах игры» в сфере безопасности и качества продуктов. Современные российские теплицы внедряют сегодня самые инновационные технологии и производят овощи, содержание нитритов и нитратов в которых примерно в сто раз меньше, чем это предусмотрено действующими стандартами Российской Федерации. Турецкие же томаты в основном низкого качества, большая часть продукции не соответствуют нашим регламентам. Они небезопасны, но дешевы, именно поэтому при отсутствии какого-либо контроля их производители действительно могут демпинговать и влиять наш рынок. Поэтому с введением аккредитации турецких поставщиков по сути мы решаем проблему с недобросовестной конкуренцией со стороны импортёров.
Сегодня разрешение на ввоз томатов получили буквально несколько турецких компаний. И я думаю, что это «пилотный режим» для импорта овощей. В перспективе такая схема – по аккредитации компаний импортеров должна распространиться и на все страны, осуществляющие поставку в Россию плодоовощной продукции. До сегодняшнего дня к сожалению, контроль качества всей этой продукции на границе Российской Федерации по сути просто отсутствовал.
Читайте также В России сбор тепличных овощей за год вырос более чем на 21% |
Для справки: ввоз животноводческой продукции, мяса и молока, сегодня осуществляется по такой «точечной» схеме, и эту практику мы стараемся перенести на нашу сферу. Мы не изобретаем велосипед, а лишь просим о равных условиях.
Одновременно были достигнуты договоренности по ограничениям объемов поставок - на первом этапе речь идет о 50 тысячах тонн. Это для российского рынка небольшой объем, и он не окажет значительного влияния на отрасль (общий объем импорта в 2017 году прогнозируется на уровне 380-400 тыс. тонн – ROSNG).
При этом мы обратили внимание правительства и президента РФ на необходимость одновременного ужесточения контроля и ответственности за так называемым «серым импортом» или «реэкспортом» санкционной и контрафактной продукции, которая едет к нам из других стран с поддельными документами. И нас также поддержали, эта работа уже начата. В ближайшее время будут внесены соответствующие изменения в действующее законодательство.
Хотел бы еще раз подчеркнуть, что отечественные производители не боятся добросовестной конкуренции, но нам нужны общие понятные правила игры.
- Что вообще происходит на рынке тепличных овощей России? Как реализуются те планы импортозамещения, которые заложены в Госпрограмме до 2020 года?
Эксклюзив
Андрей Сизов рассказал, что мешает зерновому рынку в России
|
- Доля импорта в овощах стабильного снижается, и эта тенденция продолжится в ближайшие годы. Главный овощ, который сегодня наиболее интересен с точки зрения импортозамещения - это как раз томат. Импорт по нему составляет около 60%, но по нашим прогнозам эта доля будет падать в среднем на 15-20% в год. Так уже произошло с огурцами. Сейчас доля российского огурца на рынке - 80%, хотя еще несколько лет назад в рознице были в основном огурцы из Ирана. Сегодня иранский огурец никому не нужен, сети его не берут, потому что его качество гораздо хуже, чем российского. Ну и потребители уже привыкли к российскому вкусу. При этом цены на отечественный огурец достаточно стабильны и если смотреть среднегодовые показатели, то в опте они практически не растут. Это и есть главный результат импортозамещения и развития отрасли - когда рынок самостоятельно отрегулировал спрос и предложение. Аналогичная ситуация нас ждет и по томатам.
- А как вы оцениваете меры господдержки, которые заложены в Госпрограмму? Насколько мы знаем, вы постоянно предлагаете вносить все новые изменения в системе господдержки.
- Совершенству нет предела. Но должен признать, что в настоящее время действующие меры государственной поддержки достаточно эффективны. И есть результат! Инвестиции в отрасль идут. Сейчас каждый год строится примерно 150-160 гектаров тепличных комплексов (имеются в виду тепличные комплексы круглогодичного производства, а не парники - ROSNG). В среднем один такой комплекс стоит 200-250 миллионов рублей за гектар, без НДС.
Но, к сожалению, есть и недостатки. В частности сегодня акцент сделан на поддержку строительства новых теплиц, а модернизация действующих мощностей оказалась вне зоны внимания. То есть если тепличный комплекс требует модернизации, то льготные кредиты ему уже не доступны, хотя еще год назад он мог брать инвестиционные кредиты на модернизацию и субсидировать процентную ставку по инвесткредиту.
У нас в стране около 2,3 тысячи гектаров теплиц, по Госпрограмме до 2020 года - должно быть 3,5 тысячи га. С одной стороны, нам предстоит еще много построить, но с другой – нужно срочно заняться модернизацией действующих мощностей. Средняя урожайность на нынешних теплицах – около 30 кг с квадратного метра в год. Это крайне низкий показатель! Для сравнения: современные комплексы дают более 100 кг. В таких условиях через несколько лет старые теплицы и их продукция окажутся неконкурентоспособными, мы их потеряем. Причем к точке устаревания основные мощности в стране придут примерно одновременно.
Эксклюзив
Как развивается рынок органических продуктов в Ростовской области |
До 1 января 2017 года модернизация поддерживалась Минсельхозом России, затем это направление не было включено в систему льготного кредитования, якобы потому что не хватает средств. Но при этом в направлениях предоставления льготных кредитов появилось много пунктов, которые вообще отсутствуют в Государственной программе развития сельского хозяйства. То есть с нашей точки зрения резервы есть, нужно просто еще раз все внимательно посмотреть и расставить приоритеты.
Кроме того, в условиях постоянного дефицита средств федерального бюджета необходимо повышать эффективность мер государственной поддержки и увеличить отдачу с каждого вложенного государством рубля. Здесь как раз и стоит обратить внимание на эффективность государственных вложений в модернизацию тепличных комплексов, а именно: модернизация в среднем стоит 50 млн руб. на гектар и дает трехкратный прирост урожайности овощей, а расходы на новые, повторюсь, не опускаются ниже 200-250 млн. Мне кажется, это один из ключевых вопросов отрасли сегодня.
Кроме того, мы как союз предложили Минсельхозу России уйти от абстрактного показателя, который сегодня заложен в Госпрограмме по «количеству гектар тепличных комплексов в РФ», заменив его на понятный индикатор «производство овощей защищенного грунта». Ведь именно второй показатель влияет на обеспеченность населения продовольствием, выполнение задачи по импортозамещению, стабилизацию цен на овощную продукцию.
Ну и в заключении хотел бы сказать, что как вы знаете, основные меры поддержки – это предоставление льготных кредитов на реализацию новых инвестиционных проектов и компенсация 20% капитальных затрат (средства выдаются после ввода объектов в эксплуатацию - ROSNG). И сегодня в проекте бюджета Минсельхоза России на 2018 год, который в настоящее время находится в Госдуме, средства федерального бюджета на данные направления не заложены и это касается не только тепличного овощеводства, а всех направлений развития АПК! Это крайне негативный сигнал для всей отрасли и инвесторов, и мы все очень обеспокоены данным фактом и ждем решительных действий от депутатов Государственной Думы, Совета Федерации и Президента РФ.