Российские добытчики минтая планируют в текущем году увеличить поставки на китайский рынок икры из этой рыбы вдвое от уровня минувшего года – до 1 тысячи тонн. Об этом пишет «КоммерсантЪ» со ссылкой на данные Ассоциации добытчиков минтая (АДМ).
В ближайшие два-три года показатель может увеличиться до 5 тысяч тонн. В организации уточнили, что первые крупные сделки могут быть заключены уже 8–10 апреля. Они должны пройти на рыбном аукционе в южнокорейском Пусане. В текущем году там впервые будут китайские покупатели. Однако конкретные параметры сделок в Ассоциации не озвучили. Экспорт в Китай должен помочь стабилизировать стоимость продукции. Как напоминает газета, из-за сокращения спроса со стороны основных потребителей, Японии и Южной Кореи, за минувший год икра минтая уже подешевела более чем на 20 процентов. При этом компенсировать такое снижение цены за счёт поставок на внутренний рынок невозможно, поскольку российских потребителей привлекает лишь доступная, несортовая икра минтая. Ещё одной причиной для реализации сделки стало сокращение доходов от зарубежных поставок в целом. По данным АДМ, в минувшем году экспорт продукта составил 37 тысяч тонн на сумму 194 миллиона долларов. Первый показатель не изменился от уровня 2023 года, а второй сократился на 21 процент. В ассоциации рассказали, что она запустила программу по продвижению икры минтая в Китае в прошлом году.
Также некоторые руководители отраслевых компаний и эксперты рассказали о стадии заключения сделок и перспективах по поставкам продукции на китайский рынок. В частности, гендиректор «Тралфлота» Владимир Рекасов рассказал, что его компания уже ждёт заключения контрактов по итогам будущих аукционов. Он считает икру минтая потенциально привлекательной для китайского потребителя за счёт вкусовых качеств и возможности подстроить этот товар под традиционную кухню. Сейчас его компания поставляет в Китай около 10 процентов производимой икры. Гендиректор Русской рыбопромышленной компании Савелий Карпухин считает Китай одним из наиболее приоритетных рынков сбыта этой продукции. Однако, помимо него, компания планирует заключить соглашения по итогам рыбных аукционов в Южной Корее. В Рыбном союзе обращают внимание на то, что икра минтая в азиатской стране воспринимается как премиальный продукт, которые потребители могут предпочитать лососевой и осетровой. Также там ожидают увеличения спроса на продукт среди китайских потребителей из-за планов местных властей повысить к 2030 году потребление рыбы и морепродуктов с 22,9 до 29 килограмма на человека в год. По данным «Океанрыбфлота», икра минтая на аукционах в Пусане стоит в среднем $4,7 за 1 кг.
В то же время, на внутреннем рынке, как сообщает газета со ссылкой на данные аналитической компании Ntech спрос на икру минтая сдержанно растёт. Согласно им, натуральные продажи за прошлый год выросли на 0,9 процента. Президент АДМ Алексей Буглак рассказал, что в год россияне потребляют около 3 тыс. тонн солёной пробойной икры минтая. «На нее идет несортовая мороженая икра, в то время как на экспорт в Азию — сортовая ястычная»,— отметил эксперт. Например, за рубежом, в том числе, в Азии, цельные ястыки сушат, коптят и даже добавляют в суп. Коммерческий директор «Океанрыбфлота» Андрей Бузин рассказал, что в России икра минтая воспринимается как дешёвый продукт для массового сегмента.
Справка ROSNG