О том, что майские заморозки не пройдут бесследно для урожая и самих аграриев, сказано много. Ранее мы писали о влиянии неожиданного похолодания на зерновые и на ягоды. Пока власти, эксперты, отраслевые союзы и ассоциации подсчитывают ущерб и размышляют, чем можно помочь аграриям, они в полях и садах стараются спасти то, что осталось.
Мы поговорили с одним из фермеров Ростовской области, чтобы узнать ситуацию изнутри. Эта история выглядит очень показательной и при этом рядовой в том смысле, что в аналогичных условиях оказались многие.
Режим ЧС в донском регионе был введён в середине мая. Губернатор Василий Голубев тогда сообщил, что посевы пострадали на площади свыше 140 тысяч гектаров из 4,9 миллионов общей посевной площади. Напомним, что всего режим чрезвычайной ситуации ввели 10 регионов. Из-за масштабности ситуации Минсельхоз заявил о планах объявить ЧС федерального масштаба. По оценкам ведомства, пересев сельхозкультур необходимо провести на 900 тысячах гектаров.
Донской фермер Роман Щусь в начале нашего разговора сказал: «Погода повлияла так, что мы боимся ездить в поля». Его хозяйство занимается выращиванием пшеницы, подсолнуха, кукурузы и гороха. Из всех культур только подсолнечник и кукуруза оклемались от заморозков. По словам самого фермера, в первые числа месяца на некоторых полях температура опускалась до минус десяти градусов. «Горох у нас вымер полностью. Пшеница – пустоцвет», - рассказал он.
- Вы понимаете, из этой ямы, которая в этом году случилось с нами со всеми, нам придется вылазить минимум два года, максимум 3-4. У нас деньги не быстрые, мы не добываем из земли ресурсы, мы растим их.
Аграрий не видит смысла пересевать то, что погибло из-за очередной погодной неурядицы – отсутствия влаги. По его словам, это равносильно тому, как «закопать» десятки тысяч своих денег. А такие траты для главы КФХ недопустимы, учитывая кредиты, которые, несмотря ни на что, необходимо выплачивать. «Банк не будет мне делать поблажек, если у меня нет урожая и денег», - говорит Щусь. В очередной раз мы услышали рассказ о том, как непросто получить льготный кредит. Дополнительные средства Роману потребовались на покупку топлива, поскольку в апреле, опять-таки из-за последствий капризов погоды, был повышенный расход горючего. «Мы ранней весной первую культивацию сделали, а потом резко наступила жара. Пришлось добавлять агротехнические приёмы, чтобы удержать влагу в полях», - объясняет фермер. И продолжает: «Нашу заявку на льготный кредит рассматривают уже три недели, а я не мог ждать, мне надо спасти хотя бы то, что осталось. Поэтому на днях я вынужден был взять кредит под 18,5%».
Сейчас фермеру дорога каждая минута, а в пострадавших регионах время ещё ценней, поэтому наша беседа с главой КФХ проходила одновременно с его работой в поле. В такие моменты меня как агрожурналиста не перестаёт удивлять упорство, с которым аграрии преодолевают трудности, ведь все как один они называют сельское хозяйство делом своей жизни. На этом фоне огорчает тот факт, что независимо от региона и даже отрасли, проблемы которыми они с нами делятся, одинаковые. Это высокие тарифы, дорожающие техника, химия, рабочая сила, сложности с получением льготных кредитов. Но что самое грустное - что такие истории повторяются из года в год.