В Адыгее производится всего лишь от трех до 3,5 тысяч тонн местного брендового сыра при требуемых 12 тысячах. Об этом сообщили в пресс-службе ассоциации сыроделов.
Речь идет об одноименном защищенном на сегодня бренде на территории Кубани и Адыгеи. По данным международной исследовательской компании Nielsen, из-за его признания за прошедший год рынок адыгейского сыра упал на 14,3 процента от 2016, а за первое полугодие текущего – на 35,8 от того же периода 2017 года.
Доля республиканских производителей продукта на этом рынке растет, но фактически он исчезает с прилавков. Адыгеястат в прошлом году зафиксировал производство молока во всех категориям хозяйств в 122 тысячи тонн, из них в хозяйствах населения произведено 87 процентов. И из них, по данным Союзмолока, лишь половина относится к товарным. 45 тысяч тонн сырья использовано на производство цельномолочной продукции и сливочного масла, 16 тысяч - сыра и творога. При этом, на производство двух последних продуктов в республике потрачено более 100 тысяч тонн молока.
Оставшиеся 83 тысячи тонн были ввезены на территорию республики, что не соответствует требованиям к защищенному товарному знаку. Таким образом, адыгейские производители фактически выпускают продукцию из категории «мягкие сыры», которая не может называться этим брендом. По мнению экспертов, это приведет к исчезновению товарной категории из российских магазинов и переориентации потребителей на другие виды.
Напомним, что в конце июля российские молокоперерабатывающие предприятия из нескольких регионов пожаловались на производителей адыгейского сыра, добившихся права использовать название «адыгейский сыр» только в пределах республики и Краснодарского края. По их словам, ограничение привело к потере важного экспортного рынка, который заняли две другие страны. Производители заявили, что из-за нового требования выпуск адыгейского сыра снизился на 15 процентов, а на свободную нишу пришли производители из Казахстана и Белоруссии. Дело в том, что в двух этих странах производители не обязаны соблюдать исключительные права на бренд. Аналогичные жалобы также поступили в Минсельхоз и Роспатент. Споры между производителями сыра из Адыгеи и других регионов начались в 2016 году, когда название «адыгейский сыр» было закреплено Роспатентом как наименование места происхождения товара. В сентябре прошлого года вступило в силу решение суда по интеллектуальным правам, подтвердившего исключительное право на название для всех молочных предприятий, находящихся на территории Адыгеи. Суд согласился с аргументами местных сыроделов о том, что молочный продукт имеет уникальные свойства, обусловленные качеством молока и особой технологией, связанными с выпасом скота в предгорьях Кавказа и использованием ивовых корзинок для формования. Производители из других регионов неоднократно пытались обжаловать это решение в разных инстанциях, но получили отказ везде, включая Верховный суд.
Читайте также:
Подмосковные сыровары получат 100 миллионов рублей грантов
Названы марки опасного сыра-фальсификата
Спецпроект Сыроделие
Спецпроект республика Адыгея